Значения режима дня ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Значения режима дня ребенка

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать подготовку к детскому саду, а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка, подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания. И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет

Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.

Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.

Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.

Прогулка: после завтрака и после полдника.

Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.

Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.

Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.

Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).

Прогулка: после завтрака и после полдника.

После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.

Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.

Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.

Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).

Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.

Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.

В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

Советы родителям: как приучить к правильному режиму дня ребенка раннего возраста

В первую очередь, следует понимать, что жестких норм по организации режима дня не существует: оптимальным режим будет тот, который совпадает с потребностями малыша. Итак, что советуют специалисты – как же приучить кроху к режиму дня?

  • Переводите ребенка на новый режим постепенно, с учетом его состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Понять, не слишком ли вы торопитесь, вы сможете по настроению малыша.
  • Следите, чтобы каждое важное мероприятие происходило каждый день в одно время. По вечернему купанию, завтраку/ужину, ночному сну малыш должен определять время суток.
  • Укладывая кроху на ночь спать, не допускайте баловства и капризов – будьте спокойны, но настойчивы. Если малыш плохо спит ночью — успокаивайте его, сидите рядом с ним, но лучше не забирайте в родительскую кровать и не разрешайте игры.
  • Отучайте малыша есть по ночам. Он уже в том возрасте, когда может обойтись без ночных кормлений. Тем более что маме нужен по ночам полноценный отдых.
  • На период установления режима старайтесь не приглашать гостей и четко следить за тем, чтобы малыш просыпался вовремя (не пересыпал).
  • Недостаток кальция в детском организме может выразиться плаксивостью и капризностью – убедитесь, что малыш получает полноценное питание, и в рационе ребенка хватает продуктов, содержащих данный микроэлемент.
  • Постепенно увеличивайте время прогулок и вводите ежедневные купания. Помните, что чем более насыщенной является жизнь малыша (естественно, в строго определенное для этого время), тем быстрее он засыпает вечером.
  • Ну и, конечно, не забывайте об обстановке в семье. Конфликты, ссоры, ругань и крики на малыша не способствуют ни психологическому комфорту ребенка, ни установлению режима.

Источник: http://www.colady.ru/rasporyadok-dnya-rebenka-1-3-goda-kakim-dolzhen-byt-pravilnyj-rezhim-dnya-detej-rannego-vozrasta.html

Режим дня, его значение в воспитании детей

Режим дня, его значение в воспитании детей

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Ежедневно время еды, сна, прогулок, игр и занятий должно быть постоянным. Это обязательное условие правильного воспитания ребёнка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как приучить месячного ребенка к режиму

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередования бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном возрасте дневной сон обязателен, так же как и ночной.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки около 12 часов, из которых дневной сон составляет 2-3 часа. Ребенку 5-7 положено спать 10-11 часов, из которых дневной сон составляет 1-2 часа.

Для ночного сна отводится время с 9- 9часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха. Прогулки обеспечивают закаливание организма и увеличение двигательной активности. Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раза в день. В зимнее время в связи с особенностями погоды сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как все режимные процессы по возможности можно проводить на улице. Большинство занятий с детьми – физкультурное, музыкальное, по ознакомлению с окружающим миром следует проводить на улице. Для того, что бы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать её содержание: проводить подвижные игры, знакомить детей с окружающим миром, природой.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребёнка. У большенства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяется в утренний период с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18: 00 часов.

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранить и при изменение условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более. Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует своё поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых. Без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Если режим осуществляется правильно, то и дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

Консультация для родителей в детском саду «Значение книги в воспитании детей» Консультация для родителей в детском саду «Значение книги в воспитании детей». Детство — это такая пора, когда все впечатления для ребенка.

Консультация для родителей «Значение тряпичной куклы в воспитании детей» Основная деятельность детей -это игра, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Часто родители не понимают значение игрушек в развитии детей.

Консультация для воспитателей «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста» Тема: «Значение игры в воспитании старшего дошкольного возраста. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием.

Методическая разработка. Театральные игры и их значение в воспитании и развитии дошкольника Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка даёт возможность воспитателю использовать их как сильное,но ненавязчивое.

Режим дня и его значение Режим дня — это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию.

Выступление на родительском собрании: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского сада» Выступление воспитателя Андрияхиной И. Г. на родительском собрании на тему: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского.

Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста. Рекомендации для родителей и воспитателей.

Значение НОД по обучению пересказа в воспитании детей. Познавательные и воспитательные значения конспекта образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе. «Четыре.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Режим ребенка 6 лет

Значение ООД по обучению пересказа в воспитании детей. Солнечногорский муниципальный район Московской области Управление по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Значение режима в воспитании старшего дошкольника. Соблюдение режима дня – это необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка. Режим дня — это четкий распорядок.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/rezhim-dnja-ego-znachenie-v-vospitani-detei.html

Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Мониторинг потребностей педагогов в методических услугах
  • Консультации для педагогов
  • Школа педагогических наук (для младших воспитателей)
  • Школа молодого педагога
  • Постоянно действующий семинар «Изучаем ФГОС ДО»

Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка

Консультация для младших воспитателей ДОУ:

«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».

  1. Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития детей является рациональный режим дня. Это точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении только этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели режима должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствовать укреплению его здоровья, улучшению физического и психического развития. В целом режим дня в дошкольном учреждении является оздоровительным, формирующим личностные качества ребенка, такие, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, чистоплотность и т.п.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов — их периодичности. Еще И.П.Павлов обратил внимание на то, что в живом организме все подчинено ритму, цикличности и соразмерности физиологических функций.

При правильной организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Многократное повторение одних и тех же безусловных рефлексов способствует образованию миелиновой оболочки вокруг нервного волокна, благодаря чему скорость передачи возбуждения возрастает. Ребенок отвечает на обращение не только быстрее, но и более адекватно в результате того, что возбуждение, поступающее в кору, ограничивается одним центром, а не распространяется на другие. Сила нервных процессов также увеличивается. Происходит совершенствование органов чувств, восприятия и ответных реакций.

Проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создает определенный динамический стереотип. Это и является физиологической основой режима дня. Ребенок прочно усваивает последовательность действий. Так, например, вымыв руки перед едой, он сразу садится за стол, а не бежит к игрушкам. Сев за стол, сразу начинает есть, потому что сама подготовка к еде условно рефлекторно повышает аппетит. Создается аналогичная настройка и на все другие режимные процессы. Это способствует достижению лучших результатов при более экономной трате сил.

Правильно организованный режим создает оптимальную возбудимость центральной нервной системы, способствует ее высокой работоспособности и вызывает преобладание положительного эмоционального настроя. Все это является непременным условием здоровья и гармоничного развития ребенка.

Как бы целесообразно ни строился режим — с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Сон — это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он состоит из двух, сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная, это фаза глубокого сна, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза — это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

Очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.

Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах четырех часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Даже небольшая задержка завтрака, обеда или ужина затрудняет четкое выполнение последующих режимных процессов, создает предпосылки для нарушения у детей аппетита.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Режим питания ребенка 6 месяцев на искусственном

Занятия являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей. г

Игра ребенка, по данным советских психологов, является ведущей формой ^ деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

Во второй половине дня в ходе подъема детей, умывания, полдника, подготовки и проведения прогулки продолжается работа по закаливанию, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности у детей, формирование у них волевых и моральных качеств личности.

Правила при выполнении всех режимных процессов:

  1. Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.
  2. Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.
  3. Не использовать повелительную форму.
  4. Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.
  5. Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.
  6. Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.
  7. Нужно учитывать дни недели.
  8. Единство воспитательных требований.
  9. Индивидуальный подход.
  10. Принцип постепенности.
  1. Учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима (гибкий режим).

Гибкий режим — конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребенка, во время его пребывания в детском дошкольном учреждении. Это комфортное, оптимальное состояние ребенка.

Установленный для всего коллектива режим, общие требования программы детского сада не всегда совпадают с уровнем и особенностями развития некоторых детей, типами их высшей нервной деятельности. Общий режим в полной мере не отвечает также возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Такие воспитанники больше других нуждаются в индивидуальном подходе. Особого внимания к себе требуют и дети, перенесшие острые респираторные заболевания. Ослабленные дети нуждаются в щадящем режиме. Прежде всего, им нужно увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая последними. Учитывая трудность засыпания, следует оберегать их от волнений, создать спокойную обстановку в группе. При необходимости для отдельных детей (в целесообразных пределах и на определенный период времени) изменяют режим дня, приблизив его к режиму предыдущей возрастной группы. При этом нужно помнить, что повышение требований, предъявляемых к ребенку в процессе воспитания, и перевод его на общий режим в течение года должен осуществляться постепенно.

Нужно вместе с родителями провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания, важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка. Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий. Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах. Основное биоритмологическое правило ежедневной организации и проведения занятий ,заключается прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов. «Жаворонки» успешно справляются с заданиями на первых занятиях, тогда как «совам» необходимо время, и довольно длительное, для того чтобы войти в оптимальный рабочий ритм. Поэтому от таких детей не обязательно добиваться полных и правильных ответов в утренние часы, лучше часть работы с ними перенести на дневное или даже более позднее время. Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей с повышенной плаксивостью и раздражительностью, у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать родителям и воспитателям при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми.

Условия гибкого режима:

  1. Учитывается состояние здоровья детей.
  2. В соответствии с погодными условиями ( -18 С )
  3. Самочувствие детей.
  4. Утомляемость детей.
  5. Перевозбуждение детей.
  6. Карантин.
  7. Желание родителей.

Прогулка, питание, сон — режимные моменты, которые не меняются и не переносятся.

  1. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов СП. Дошкольная педагогика. — М., 1987.
  3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. Для работников дошк. учреждений / Е.М.Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова, Л.Я.Каневская, В.И.Теленчи; Сост. В.И.Теленчи. -М.: Просвещение, 1987.
  4. Дошкольная педагогика. / Под. Ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина.-М., 1986.
  5. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. // Дошкольное воспитание. — 1988. — №2.
  6. Студенкин М.Я. Книга о здоровье детей.- 5- е изд., — М.: Медицина, 1988.

Источник: http://siglaeva-estalsad30.edumsko.ru/folder/rezhim_dnya_ego_znachenie_v_zhizni_i_razvitii_rebenka

Ссылка на основную публикацию