Специальный режим для детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР

Значение режима дня в специальных группах для детей с ОНР

Режим дня имеет свои особенности. Это связано с особенностями соматического и нервно-психического здоровья наших воспитанников. Важно определиться в видах нагрузки, распределить ее во времени, выбрать оптимальное сочетание видов деятельности. Необходимо предусмотреть все процедуры и занятия, позволяющие преодолеть задержку развития, социально адаптировать детей и подготовить их к школьному обучению. При этом необходимо сохранить формы и виды деятельности детей в дошкольный период их развития.

Для предупреждения гиподинамии в Режиме дня предусматриваются различные формы двигательной активности: игры различной подвижности, гимнастики, разминки, физминутки и т. д.

Режим дня имеет особое значение для развития детей, его четкое соблюдение особенно важно для детей с отставанием в развитии

Начинает свою работу детский сад в 7.00. Для прихода детей отведен интервал от 7.00 до 8.15. Специфика специализированных групп детского сада требует от родителей обязательного общения с воспитателем. Приведя ребенка в сад, родители должны рассказать воспитателю об особенностях сегодняшнего состояния ребенка: как спал, настроение, самочувствие. Это нужно, чтобы педагоги учитывали текущее состояние ребенка при организации индивидуальной работы с ним и оценке его поведения. По мере прихода детей, воспитатели проводят индивидуальные занятия по рекомендациям специалистов группы и занятия по плану воспитательной работы.

В 8.15 проводится специальная коррекционная гимнастика, которая содержит как общеразвивающие, так и специальные упражнения — дыхательные, артикуляционные и упражнения для развития тонкой моторики.

После гимнастики проводятся гигиенические процедуры, и дети садятся завтракать. 15 — 20 минут, которые остаются до плановых занятий, отводятся на игру и общение детей.

В некоторых случаях учитель-дефектолог или учитель-логопед начинает работу с детьми с 8.00 утра, занимаясь индивидуально или малыми группами. С одной стороны, это дает возможность специалисту изучать особенности развития ребенка во время его игры и общения со сверстниками и увеличивает плотность педагогического процесса с сохранением целостности прогулки и других режимных моментов. А с другой стороны, это позволяет специалистам чаще встречаться с родителями воспитанников, чтобы объяснить или прокомментировать конкретные упражнения и задания, которые родители выполняют с детьми дома, продемонстрировать достижения ребенка.

В 9.00 начинаются занятия по «учебному плану» детского сада. Первые два занятия по «учебному плану» проводят учитель-дефектолог или учитель-логопед, воспитатель, занимаясь с детьми по подгруппам. Например, с одной подгруппой занятие проводит учитель-логопед или учитель-дефектолог, одновременно с ними воспитатель проводит занятие по «учебному плану» со второй подгруппой. Затем после короткого перерыва (10 мин.) происходит смена подгрупп.

Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер — это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.

После подгрупповых занятий учитель-логопед и учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по плану индивидуальной работы с ребенком. Занятия длятся от 15 до 20 минут в зависимости от возраста и возможностей детей. С каждым ребенком учитель – дефектологи учитель-логопед занимается индивидуально 2-3 раза в неделю.

Практика показывает, что практически в каждой группе есть дети, особенности развития которых временно не позволяют включать их в подгруппы (особенно на начальных этапах работы). Занятия с ними проводятся только в индивидуальном режиме по индивидуальной программе каждый день. При организации индивидуальной работы с детьми педагоги придерживаются гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишить ребенка возможности поиграть с детьми. Таким образом, планирование индивидуальной работы определяется потребностью в ней конкретного ребенка и поэтому жестко не регламентируется.

Оставшееся до прогулки время наполняется организованной воспитателем (или самостоятельно) игрой или предоставляется детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть достаточно обучен, уметь взаимодействовать с товарищами, быть способен руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки.

Пока дети играют, специалист продолжает работать. Он наблюдает за свободной деятельностью детей, анализирует ее. Полученные результаты помогают скорректировать направления коррекционно-развивающей работы.

В 10.45 (11.05) дети собираются на прогулку. Во время прогулки педагоги решают как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Воспитатели контролируют соответствие одежды детей погодным условиям и предполагаемой двигательной активности.

Во время прогулки коррекционно — образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Иногда планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т. д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

В 12.10 (12.30) дети приходят с прогулки и готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени также используется для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, подготовки ко сну и т. д.). По возможности, в обучении детей действовать в соответствии с алгоритмами, принимают участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог,учитель- логопед). Это дает возможность каждому сотруднику работать с малой подгруппой (3 — 4 ребенка, что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Педагоги обязательно учитывают темповые возможности детей и степень обученности каждого из них. Например, для детей с последствиями ранних минимальных поражений мозга с их слабой нервной системой, несоблюдение этих условий может привести к невротическим и протестным реакциям — заиканию, энурезу, к отказу от сотрудничества со взрослым, к агрессии и т. п. Во время режимных моментов решаются и воспитательные задачи: детей учат помогать друг другу, учат быть заботливыми и терпеливыми.

С 12.40 (13.00) дети начинают готовиться ко сну. Дневной сон имеет большое значение для детей, а особенно для детей с ОНР. К этому времени дети уже около 6 часов находятся в состоянии бодрствования и многие из них, а особенно дети с ОНР сильно устают и перевозбуждаются. Бывают случаи, когда ребенок засыпает уже во время обеда, у части детей от перевозбуждения пропадает аппетит, они долго не могут заснуть. Дневной сон позволяет детям восстановить силы.

Процедура укладывания занимает важное место в воспитательной работе. Она хорошо продумана, а дети приучаются к ней так, чтобы подготовка к дневному сну не вызывала у них отрицательных эмоций и была естественной потребностью. Важно, чтобы при засыпании дети испытывали спокойные положительные эмоции. Для этого им предлагается, закрыв глаза, послушать записи звуков природы или релаксационной музыки, читаются небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений.

Подъем (15.00) также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно, и педагоги обеспечивают плавный постепенный выход каждого ребенка из состояния сна. Для этого воспитатель за несколько минут до подъема включает тихую спокойную музыку. Постепенно, по мере пробуждения детей, громкость звука повышается.

После того, как дети проснулись, проводится гимнастика пробуждения. Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Режим ребенка 7 месяцев форум

Одевание детей проводится под динамичную музыку.

После дневного сна распорядок дня строится следующим образом:

С 15.10 до 15.30 свободное время заполняется играми и любимыми занятиями. 10 минут занимает логопедическая гимнастика. Если предусмотрено расписанием, в отдельные дни проводится еще одно занятие. На 10 -15 минут занятия детей прерываются на полдник.

С 15.30до16.10 воспитатель проводит коррекционное занятие индивидуально или с малой группой детей по заданиям учителя- логопеда. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, необходимых для усвоения коррекционно-образовательной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Воспитатель занимается непосредственно с каждым воспитанником или с малой подгруппой (2-3 ребенка) по 5 — 10 минут.

В 17.00 дети выходят на вечернюю прогулку, которая организуется аналогично утренней.

В период с 17.00. до 19.00 родители приходят за детьми.

«Укрепление соматического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий по «Школе самовыражения» Укрепление соматического здоровья по средствам здоровьесберегающих технологийЭто целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных.

Проект «За здоровьем в детский сад» (2 младшая группа) подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №11 Подгорная Н. С. г. Белгород Уважаемые коллеги! В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-rezhima-dnja-v-specialnyh-grupah-dlja-detei-s-onr.html

Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка

Общеизвестно, что правильный режим дня является важнейшей составляющей оптимального развития как новорождённого ребёнка, так и подростка четырнадцати лет. Разумеется, что в каждом возрасте имеются свои особенности, но принцип желательности соблюдения распорядка остаётся неизменным.

Разумеется, дневной распорядок младенца в 6 месяцев будет несколько отличаться от содержания режимных моментов в 10 месяцев и иметь существенные отличия от режима полуторагодовалых малышей. Говорить об особенностях системы в 14 лет и вовсе не приходится.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Правильный режим дня для младенца

Режим дня 5 месячного ребенка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода.

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и прорезывание зубов, и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребенка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6 месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Таблица дневного режима для младенца

Режим дня 4 месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух-трех месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5-4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. Малыш в 10 месяцев уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днем они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Бодрствование и активность

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2-3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Ребенок 1 4 года режим дня

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Режим дня дошкольника

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4 месячного малыша. Малыш взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5-6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4-4 часа.

Таблица дневного режима для дошкольника

Для 3-6-летнего ребенка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6-7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребенка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Прогулки и подвижные игры

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9-12 и 16-18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух-трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Полезные рекомендации

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей.

  • Попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме.
  • Старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка.
  • Если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам.
  • Не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов.
  • Демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно.
  • Включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Режим дня школьника младших классов

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь-десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Правильное питание

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Первоклассников не рекомендуется загружать дополнительными кружками, секциями, иначе он переутомится. А вот режим дня для школьника второго класса уже может включать посещение художественной или спортивной школы.

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Любимые дети режим работы

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Полезные советы

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • Для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика.
  • В интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате.
  • Поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника.
  • Старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Режим дня подростка

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6-7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Источник: http://kroha.info/razvitie/psychology/rezhim-dnya-dlya-mladentsa

Специальный режим для детей

Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько, 1989)

3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность (И.В. Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется “замкнутый круг” патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. “Специальный охранительный режим”, как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися.

“Специальный охранительный режим” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверстова, 1979,1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрослые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики (см. Приложение № 1).

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0015/2-0015-32.shtml

Ссылка на основную публикацию