Соблюдение режима дня гигиена ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обес­печить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными осо­бенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. Приэтом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохране­ния жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно постро­енный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рацио­нальном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протя­жении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состо­яние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребенка ситуации, как поступление в ясли, детский сад или школу могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый В адекватная физическая подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активи­зирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вер­тикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжес­тей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Физиолого- гигиенические вопросы биологической потребности в движении и физического воспитания детей представлены в главе 4.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и кле­точные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни ЦНС отличается функциональной сла­бостью. Внешние раздражители являются сильными для нервной

системы ребенка и вызывают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правиль­ной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхатель­ных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

С учетом закономерностей развития сна и бодрствования в первые годы жизни ребенка разработаны дифференцированные режимы (табл. 3.3).

В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одно­разовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

. в 7-10 лет — 11-10 ч;

• в 11-14 лет — 10-9 ч;

• в 15-17 лет — 9-8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в 1-ю смену (8 ч 30 мин и даже в 8 ч 00 мин) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжитель­ным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается рабо­тоспособность (рис. 3.2).

Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обрати­мый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5-6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года пре­дусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч.

В первые 3 года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи вос­питания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основ­ных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспи­тания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подго­товке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4—5 лет, стар­шую — 5—6 лет и подготовительную — 6—7 лет (табл. 3.4). Таблица 3.4. Режим дня в детском саду

Программами воспитания и обучения в детском саду предусматри­вается организация занятий, соответствующая морфофункциональ- ным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе -10 занятий в неделю по 10—15 мин; в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин; в старшей — 15 занятий в неделю по 20—25 мин; в подготовительной — 19 занятий в неделю по 25—30 мин.

Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в тече­ние которых целесообразно организовывать подвижные игры умерен­ной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пиши, воспитания культурно-гигиени­ческих навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3—4 ч, а летом — весь день.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Режим питания ребенка в 6 мес

В режиме детей средней группы длительность организован­ных занятий увеличивается и характер их несколько усложняется.

С детьми старшей группы ежедневно проводится 2—3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и особенно во 2-й поло­вине дня после дневного сна — отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного воз­раста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в 1-й и 2-й половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию много­образны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окру­жающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию актив­ности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в 1-й и 2-й половинах дня, общая продолжительность пре­бывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязан­ности. Их трудовое воспитание складывается из самообслуживания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за расте­ниями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удовольствием занимаются такой деятельностью, но она все же утомляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна про­должаться у детей средней группы не более 7—10 мин в день, у детей старшей группы — 15 мин. Продолжительность более легкой деятель­ности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25-50 мин. В младшей группе дети выполня­ют более простые действия и в течение более короткого времени.

При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным про­филактическим осмотром.

При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школь­ников в течение дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16—18 ч. При этом 1-й подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее 2-го.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воз­духе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интен­сивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся 2-й смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5—2-часового пребывания на свежем воз­духе. При этом желательно 1-ю половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а 2-ю — провести в спокойных прогулках.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домаш­них заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) — до 1 ч, во 2-м классе — До 1,5 ч, в 3—4-м классах — до 2 ч, в 5—6-м классах — до 2,5 ч, в 7-м классе — до 3 ч, в 8-11-м классах — до ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, заня­тий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школь­ников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Обшая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3—3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2—2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаше всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокраща­ется время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим инте­ресам, для чего предусматривается специальное время: для школь­ников младшего возраста — 1—1,5 ч, среднего и старшего — 1,5—2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рису­ют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целе­сообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собс­твенному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняют­ся детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на ПК, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастны­ми возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут уби­рать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходе за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду. Дети 7-9-летнего возраста должны содержать в чистоте обувь и платье, производить уборку постели, несложные работы по уходу за помещением (проветривание, выти­рание пыли, подметание влажным способом, поливка цветов), уход за участком школы (сбор листьев, шишек, посадка и поливка цветов, растений, уход за уголком живой природы).

У детей 10—11-летнего возраста по сравнению с 7-9-летними детьми степень самообслуживания расширяется за счет следующих видов деятельности: мелкий ремонт одежды и стирка своих вещей (трусы, майки, носки, платки), поддержание чистоты и порядка на участке школы (подметание дорожек, сгребание листьев), собирание вредителей растений, уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений, ягод и грибов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Режим дня ребенка 1 9

Дети 14—15 лет могут в дополнение к указанным видам деятельнос­ти привлекаться к дежурству на кухне, чистке овощей, мытью столо­вой и чайной посуды, работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгоро­ди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Категорически запрещается привлекать учащихся к работам, свя­занным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпи­демиологическом отношении (уборка туалетных помещений, уборка и вывоз мусора и др.) и превышающим их физические возможности (мытье полов в начальных классах, стирка крупных предметов вруч­ную вплоть до 15-летне го возраста).

Продолжительность общественно полезного труда не должна еди­новременно превышать для учащихся 1-4-х классов 30 мин, 5-8 (9)-х классов — 40 мин, 9—11-х классов — 1,5 ч. Такая интенсивность труда не способствует перегрузке детей. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом состояния их здоровья и физи­ческих возможностей.

В режиме дня детей всех возрастов следует также предусматривать достаточное время для самообслуживания, гигиенических процедур.

В табл. 3.5 и 3.6 представлено примерное распределение времени школьников в течение учебной недели и режима дня учащихся обще­образовательных учреждений.

Окончание таблицы 3.5г) пребывание на открытом воздухе (прогулки, актив­ный отдых, дорога

школу и вне­школьное учреж­дение и обратно;

д) занятия спор­том (физкультура);

е) спокойный отдых (чтение книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр ТВ передач, посеще­ние культурно- просветительных учреждений);

Источник: http://studopedia.org/1-55488.html

Гигиенические основы режима дня

Под рациональным режимом дня детей понимают такой распорядок различных. видов деятельности, при котором на фоне удовлетворения возрастных вегетативных и психических потребностей обеспечивается оптимальная возбудимость коры большого мозга, подкорковых и нижележащих отделов центральной нервной системы.

В основе режима дня лежит физиологическое представление о ритме — когда различные виды деятельности чередуются в течение суток всегда в одно и то же время и в одинаковой последовательности, то в полушариях головного мозга вырабатывается динамический стереотип. При этом каждое предшествующее звено деятельности является сигнальным раздражителем для наступления следующей, и организм к ней подготавливается — деятельность организма как бы автоматизируется, работа большого мозга облегчается.

Построение режима дня должно основываться на следующих принципах: 1) в первую очередь должна быть удовлетворена потребность ребенка в деятельности, направленная на удовлетворение вегетативной потребности (сон, питание, пребывание на ‘открытом воздухе, поддержание тела в чистоте, мышечная деятельность), и только после этого выделяется время для обучения; 2) продолжительность отдельных режимных моментов должна зависеть от возраста: чем моложе ребенок, тем больше у него потребность в сне, он чаще должен получать питание и т. д., по мере развития и совершенствования центральной нервной системы потребность в этой деятельности уменьшается и больше выделяется времени на обучение; 3) отдельные виды деятельности, составляющие режим дня, должны вызывать некоторое напряжение соответствующих органов и систем, что будет способствовать их тренировке и подготовке организма к переходу на следующий динамический стереотип.

Рациональный режим дня является одним из важнейших средств психогигиены воспитания детей. Можно различать три типа режима дня детей и подростков: изнеживающий, истощающий, стимулирующий, или тренирующе-закаливающий.

При щадящем режиме на организм ребенка падает мало раздражителей, они однообразны и незначительной интенсивности. Деятельность ребенка не отвечает адаптационным возможностям его организма, он оберегается от напряжений и усилий, т. е. от абсолютно необходимого фактора развития. Одним из последствий изнеживающего режима дня является так называемый «госпитализм»: дети отстают в физическом и нервно-психическом развитии, подвержены большей заболеваемости и смертности.

При истощающем режиме ребенок находится под воздействием слишком большого количества разнообразных раздражителей, чрезмерной интенсивности, что может привести к перенапряжению адаптации различных органов и систем, обусловить их постепенное истощение и связанную с ним задержку в развитии, а также патологию, в частности, неврозы, повышение артериального давления и пр.

При стимулирующем, тренирующе-закаливающем типе режима дня на организм ребенка влияют разносторонние воздействия постепенно и последовательно увеличивающейся интенсивности, что обусловливает непрерывную и постепенную функциональную перестройку организма, в результате которой развиваются его приспособительные механизмы, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Основными элементами режима дня в детском и подростковом возрасте являются: 1) сон (ночной, дневной); 2) прием пищи и приготовление к нему; 3) пребывание на открытом воздухе; 4) мероприятия по содержанию тела в чистоте; 5) игры; 6) разнообразная мышечная деятельность и осуществление специальных закаливающих процедур; 7) обучение в школе (детском саду); 8) выполнение домашних заданий (самоподготовка); 9) занятие в различных кружках; 10) участие в общественно полезном труде (помощь семье, самообслуживание, работа на пришкольном участке); 11) деятельность, связанная с удовлетворением индивидуальных наклонностей и интересов.

Продолжительность и удельный вес каждого из основных элементов режима дня, их смены и гигиенические требования к ним дифференцируются соответственно возрастными особенностями физического и нейропсихологического развития детей и подростков.

Преддошкольный возраст. Особенностью режима дня является фазность дневного сна и бодрствования, причем чем моложе ребенок, тем количество фаз сна и бодрствования больше, а продолжительность их меньше. С возрастом, по мере совершенствования функционального состояния коры большого мозга, количество фаз сна и бодрствования уменьшается, удлиняется продолжительность каждой фазы. Пребывание на открытом воздухе необходимо обеспечивать путем организации всех фаз дневного сна на верандах. Начиная с второго года жизни ребенка в режим дня вводят систематические занятия, подвижные игры. Одной из задач врача детского учреждения для детей раннего возраста является своевременный перевод детей одного режима на другой с учетом биологического возраста и индивидуальных особенностей физического и нервно-психического развития ребенка.

Дошкольный возраст. В этом возрасте длительность ночного сна едина для всех подгрупп — 10 ч. Дневной сон однофазный, его продолжительность от 2 ч во второй младшей группе, до 1,5 ч — в старшей и подготовительной. Продолжительность пребывания на открытом воздухе предусматривается в пределах 5—5,5 ч, включает утренний прием детей на территории детского учреждения и две прогулки. Некоторые массовые наблюдения в детских дошкольных учреждениях показывают обратную корреляционную связь между продолжительностью ежедневных прогулок детей на открытом воздухе и кратностью их заболеваний в течение года.

В режиме дня необходимо предусматривать занятия, в том. числе по физическому воспитанию, зарядку и самообслуживание. Большой удельный вес должны составлять игры.

Школьный возраст. Рекомендуемая примерная схема построения суточного режима дня учащихся 7—18 лет основана на данных изучения динамики кривой работоспособности школьников в течение суток, которая характеризуется двумя подъемами, от 8 до 11 ч и от 16 до 18, и двумя минимальными уровнями — между 14— 15 ч и после 18 ч. В соответствии с этим распределяется время для активной и пассивной деятельности. Основным компонентом режима дня является умственная и физическая работа (обучение), продолжительность которой с возрастом увеличивается. При построении режима дня следует чередовать различные виды деятельности и включать в течение дня активный отдых, который наряду с обеспечением полноценного, достаточной продолжительности сна, будет способствовать восстановлению снижающейся после обучения работоспособности.

Суточная продолжительность сна у школьников с возрастом постепенно сокращается. Дневной сон рекомендуется только для детей 7—8 лет и ослабленных. Постепенно уменьшается и длительность пребывания на открытом воздухе, однако и в старшем школьном возрасте она должна быть не менее 2—2,5 ч ежедневно, а в дни отдыха не менее половины дня. Рекомендуются прогулки не менее 3—4 раз в день: утром до начала занятий (30 мин), на большой перемене в школе (20 мин), 1,5 ч после обеда до приготовления уроков, 30 мин перед сном. Такой режим прогулок способствует сохранению высокого уровня работоспособности школьников. Время, остающееся после удовлетворения вегетативных потребностей учащихся, отводится на различные виды обучения, участие в общественно полезном труде, самообслуживание, удовлетворение индивидуальных интересов учащихся и т. п. Соблюдение рационального режима дня — одно из весьма эффективных психогигиенических средств, способствующих повышению работоспособности и успеваемости учащихся.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Режим сна ребенка в 8

Источник: http://all-gigiena.ru/lit/gigiena-gabovich-shaxbazyan/gigienicheskie-osnovi-rezhima-dnya

Определение режима дня и гигиенические требования к нему

Определение режима дня и гигиенические требования к нему

Режим дня — это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья ребенка. Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима дня необходимо с первых дней его жизни. Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку и опрятности.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Между тем именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• Время пребывания на воздухе в течение дня;

• Продолжительность и кратность сна;

• Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т. д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя или родителя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Консультация для родителей «Режим — залог здоровья и нормального развития дошкольника» Консультация для родителей «Режим — залог здоровья и нормального развития дошкольника.» Режим – залог здоровья и нормального развития дошкольника.

Рекомендации для родителей Примерно в три года (у кого-то раньше,у кого-то позже)наступает кризис 3 лет. Это тот самый возраст,когда дети осознают свое»я» и пытаются.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-rezhima-dnja-i-gigienicheskie-trebovanija-k-nemu.html

Ссылка на основную публикацию