Уход за новорожденным лекция

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Лекция 6 Тема: Средства ухода за новорожденным.. Детские соски Для удовлетворения сосательного рефлекса ребенка используют соску-пустышку, а для смешенного. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемengelsmk.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лекция 6 Тема: Средства ухода за новорожденным.. Детские соски Для удовлетворения сосательного рефлекса ребенка используют соску-пустышку, а для смешенного.» — Транскрипт:

1 Лекция 6 Тема: Средства ухода за новорожденным.

2 Детские соски Для удовлетворения сосательного рефлекса ребенка используют соску-пустышку, а для смешенного и искусственного вскармливания – молочные соски. Соски-пустышки и молочные соски выпускаются для детей: –До трехмесячного возраста и недоношенных; –От 3-х до 6-ти месяцев; –Старше 6-ти месяцев. Размер сосок обусловлен морфофункциональными особенностями ротовой полости новорожденных и детей раннего ясельного возраста.

3 Рекомендации родителям по использованию сосок. Не давайте силиконовые пустышки детям с прорезавшимися зубами. Перед первым употреблением прокипятите соски и бутылочки несколько минут. Избегая повреждения бутылочек и сосок при кипячении, следите за уровнем воды над изделиями. Кипячения в течение 2-3 минут вполне достаточно. Тщательно промывайте и дезинфицируйте соски и бутылочки перед каждым использованием. Не подвязывайте пустышку с помощью резинки. Используйте специальную ленточку или пластиковую цепочку. Соски из натурального латекса имеют ограниченный срок службы. Проверяйте соски на наличие трещин и разрывов перед каждым употреблением и заменяйте латексные соски после 4-6 недель регулярного использования.

4 Пустышка требует определенного ухода Пустышку нужно регулярно осматривать и, обнаружив повреждение, сразу выбрасывать; необходимо завести несколько сосок, чтобы избежать трагедии, в случае если потеряется единственная и любимая. Нельзя долго держать ее на солнце или около иного источника тепла. После использования соску необходимо тщательно промыть теплым раствором соды (1/2 на стакан воды), сполоснуть горячей водой (при этом соску необходимо вывернуть навыворот). Хранить соску в стеклянной баночке закрытой крышкой.

5 Ортодонтические соски и пустышки. Соски и пустышки изготовляют из двух материалов: латекса и силикона. Основа ортодонтической концепции – поддержка правильного акта сосания. Специальная форма соски для кормления и пустышка практически полностью имитирует сосок матери во время кормления. Это обеспечивает правильный физическое (формирование жевательных мышц, языка, нижней и верхней челюсти, губ, слюнных желез, зубов и десен) и психическое (преодолевается психологическая травма, которая возникает при недоступности материнской груди) развитие ребенка. Использование сосок ортодонтической формы позволяет избежать множество осложнений, которые часто возникают при использовании сосок другой, неанатомической (чаще круглой) формы (аэрофагия, недоразвитие челюстей, неправильный прикус и т.п.).

6 Ортодонтическая концепция сосок для кормления 1.Язык ребенка прикасается к этой поверхности, что важно для развития нижней челюсти и образования пространства для новых зубов. 2.Отверстие смещено с верхушки назад, таким образом питание направляется в небо ребенка. Ребенок может самостоятельно регулировать объем питания для одного глотка при каждом сосательном движении. Затем питание смешивается до глотания со слюной. Изгиб верхней части соски совпадает с контуром неба и способствует его нормальному развитию. 3.Плоская опора для губы обеспечивает безвоздушное сосание, что предупреждает аэрофагию. 4.Скошенная нижняя поверхность во время сосательных движений заставляет нижнюю челюсть двигаться назад и вперед. 5.Эта повехность служит опорой для верхней губы и своеобразным «якорем» для сосательных движений нижней челюсти. 6.Узкая и плоская средняя часть соски позволяет ребенку держать рот закрытым, что способствует формированию правильного прикуса. 7.Вентиль (клапан) соски, уменьшающий заглатывание воздуха при кормлении. Таким образом, обеспечивается профилактика аэрофагии и кишечной колики.

7 Ортодонтическая концепция пустышек. 1.Ротовой щиток имеет анатомическую форму и соответствует контурам лица ребенка во время сосания. Таким образом достигается правильное расположение мягкой части пустышки во рту ребенка. 2.Два отверстия в ротовом щитке дополнительно успокаивают ребенка. Если пустышка во рту застряла, объем воздуха, который попадает поддерживается. 3.Кольцо безопасности. Если пустышка во рту застряла ее можно легко извлечь за кольцо. 4.Куполоподобная передняя часть мягкой детали пустышки полностью соответствует изгибу неба ребенка. 5.Плоская нижняя передняя часть мягкой детали пустышки заставляет работать мышцы языка. Это в свою очередь, способствует развитию верхней и нижней челюсти в процессе роста, образуя место для прорезывания зубов. 6.Плоская средняя часть мягкой детали пустышки позволяет ребенку плотно смыкать губы во время сосания. Благодаря этому ребенок дышит носом и его челюсти развиваются правильно. 7.Нижняя часть ротового щитка расположена под небольшим наклоном, чтобы по нему стекала слюна. Этот изгиб и его очень гладкая поверхность предупреждает развитию раздражения кожи ребенка. 8.Вентиляционный клапан выпускает воздух из мягкой части, что бы она оставалась гибкой. Это исключает даже минимальное нежелательное давление на верхнюю или нижнюю челюсть, что способствует правильному формированию прикуса.

8 Специальные соски. Ортодонтические пустышки для сна. Учитывая склонность многих детей спать на животе, такие пустышки имеют плоскую тыльную часть и плоское кольцо. Во время сна это исключает давление пустышки на лицо ребенка. Соски и пустышки для недоношенных. Основная цель их использования – стимуляция, выработка и закрепление сосательного рефлекса у недоношенных детей. Эти соски и пустышки изготовлены с учетом размеров ротовой полости недоношенных новорожденных и классифицированы как продукты медицинского предназначения. Они изготовляются только из специального латекса и предназначены для молока, жидкой и густой пищи. Соски для детей с врожденной патологией губ, неба и десен. Эти соски сделаны на основе особенностей анатомических отличий и изготовлены из мягкого и гладкого латекса. Они не влияют на ортодонтические процедуры, которые приводят к хирургическим вмешательствам.

9 Забота о коже ребенка Кожа ребенка более хрупкая и нуждается в тщательном уходе. Кожа представляет собой переднюю линию защиты от микробов и негативных воздействий окружающей среды Кожа играет главную роль в поддержании стабильной температуры тела и предохраняет его от обезвоживания Кожа является самым большим органом тела.

10 Особенности кожи ребенка. Кожа ребенка в пять раз тоньше, чем у взрослых. Находится в стадии формирования приблизительно до 3х летнего возраста. Еще не выработала собственной природной защиты от бактерий. Является более проницаемой и уязвимой для внешних раздражителей (в т.ч. жестких моющих средств). Более чувствительно к загару из-за низкого уровня содержания меланина (фильтра, защищающего от солнечной радиации).

11 Советы для родителей по уходу за кожей ребенка. Избегайте раздражений кожи, регулярно меняя подгузники и пеленки. Тщательно очищайте кожу при каждой смене. Пользуйтесь средствами, обеспечивающими эффективную защиту, либо присыпкой для уменьшения раздражений. Поддерживайте необходимый уровень влажности. Кожа ребенка не должна становиться слишком сухой, поскольку это нарушает ее природную защиту. Следите, чтобы дома было тепла, но не слишком жарко, и не кутайте своего ребенка. Защищайте его от ветра и солнца, осторожно дезинфицируйте открытые участки кожи и при необходимости пользуйтесь детскими увлажнителями или кремом. Избегайте использования жестких моющих средств и мыла. Средства для ухода за кожей и волосами для взрослых могут содержать природные или синтетические химикалии, способные подействовать на детскую кожу раздражающе. Предупреждайте возникновение потертостей. Одевайте ребенка в мягкую, просторную одежду. Натертая одеждой кожа должна быть промыта, тщательно просушена, затем обработана присыпкой или увлажнителем. Избегайте длительного нахождения на солнце. Солнечные лучи могут серьезно повредить кожу ребенка и стать причиной серьезных проблем в будущем. Укрывайте ребенка или держите его в тени, а также пользуйтесь детскими средствами защиты от солнца.

12 Что необходимо для ухода за кожей детей раннего возраста? 1.Детский крем, защитный детский крем, детское косметическое молочко, детский лосьон. 2.Детское масло. 3.Детское мыло. 4.Детский шампунь. 5.Детская пена для ванн. 6.Детская присыпка.

13 Про что должны знать родители при выборе гигиенических средств ухода за малышом первого года жизни и ребенка раннего возраста. На упаковке должна быть информация про то, что этот товар предназначен именно для детей. Лосьон можно использовать в первые 3-6 месяцев для кожи лица и тела после мытья или купания. Присыпку используют для удаления излишка влаги из складок кожи. Для мытья детей в возрасте до 3х месяцев использовать мыло не обязательно – достаточно чистой воды, а для очень загрязненных мест можно использовать детский лосьон для кожи или детское масло. Детскую пену для ванн можно использовать как детское мыло после достижения ребенком возраста 3-4х лет. Стирать детское белье необходимо только детским мылом (твердым или жидким).

14 Присыпка Johnson’s Baby изготовлена из талька высочайшего качества и является единственной присыпкой, прошедшей дополнительную очистку путем стерилизации. Она очень эффективно впитывает лишнюю влагу, помогает смягчить кожу, успокаивает зуд и покраснение от пеленок. Насыпьте немного присыпки на ладонь и осторожно нанесите на кожу, чтобы придать ей ощущение сухости и комфорта. При использовании после купания присыпка попадает даже в самые мелкие складки кожи, недоступные полотенцу, и придает ребенку чистый и свежий запах. Вес: 200 г. Мыло Johnson’s Baby обладает нежностью, достаточной для самой нежной кожи. Оно содержит дополнительные увлажняющие кожу ингредиенты, сохраняющие ее мягкость. Минимальное количество добавок не нарушает природную защиту кожного покрова и не раздражает чувствительную и нежную кожу. Вес: 100г. Шампунь Johnson’s Baby обладает уникальной формулой «No More Tears» (Нет Больше Слез), поэтому он так же мягко действует на глаза, как чистая вода, и не вызывает жжения. Это особенно важно для новорожденных младенцев, поскольку они не всегда способны инстинктивно закрывать глаза, чтобы защитить их. С помощью дополнительного ингредиента, действующего вместе с природной защитой волос и кожи головы, Johnson’s надежно защищает и укрепляет волосы. Существует вариант шампуня с экстрактом ромашки, благоприятно действующим на кожу головы. Емкость: 300 мл, 500 мл.

15 Лосьон Johnson’s Baby идеален в качестве средства для очистки нежной кожи лица и рук, а также как увлажнитель, придающий детской коже мягкость и упругость. Лосьон Johnson’s Baby незаменим при каждой смене подгузников, поскольку он более эффективно, чем вода, удаляет бактерии и грязь. Он обогащен натуральным ингредиентом, способствующим заживлению возможных повреждений или воспалений кожи. Емкость: 200 мл. Масло Johnson’s Baby представляет собой очень хорошо очищенное растительное масло, специально предназначенное для ежедневного массажа после купания, чтобы успокоить ребенка и помочь ему еще лучше расслабиться. Эта смесь различных масел в 10 раз более эффективна в качестве увлажнителя, чем лосьоны и кремы. Она обладает нежной консистенцией, и прекрасно увлажняет даже очень сухую кожу. Для ухода за кожей головы ребенка необходимо осторожно втирать в нее масло и не более чем через 24 часа смыть мягким шампунем. Емкость: 200 мл. Пена для ванны Johnson’s Baby является наиболее нежным и эффективным средством для мытья вашего ребенка. Формула «No More Tears» (Нет Больше Слез) позволяет ему предотвратить жжение в глазах при случайном попадании. Пена для ванны Johnson’s Baby специально разработана как рН-нейтральное средство, действующее совместно с естествен­ной защитой кожи и очищающее ее, не раздражая и не пересушивая даже у новорожденных. Емкость: 200 мл. Использование лучших детских средств для ухода за кожей и волосами поможет коже вашего ребенка оставаться здоровой всю жизнь.

16 Одноразовые подгузники при уходе за новорожденными и детьми раннего возраста. Кожа у ребенка является важным, но высоко чувствительным защитным органом. Морфологическая незрелость детской кожи совместно с незрелым местным иммунитетом обуславливает легкую ранимость кожи, склонность ее к опрелостям, мацерации и проникновению инфекции, а так же своеобразию течения кожных заболеваний у детей, особенно самого раннего возраста. Влияние на кожу различных факторов: механических – структура ткани пеленок, подгузников; физических – влажность, температура; химических – аммиак мочи, пищеварительные ферменты, соли желчных кислот, микроорганизмы выделяющиеся с калом – могут приводить не только к раздражению, но и к токсическому влиянию на кожу ребенка, что приводит к развитию пеленочного дерматита. Одноразовые подгузники удобны для детей и родителей, но при их использовании необходимо помнить про особенности детского организма и пользоваться советами специалистов.

17 Одноразовые подгузники. Подгузники состоят из трех слоев: мягкое внутреннее покрытие, впитывающий слой, защитная наружная пленка. Размер подгузника Мини (малый) – для детей с весом от 3 до 6 кг. Миди (средний) – от 4 до 9 Макси (большой)– от 9 до 18 Макси плюс (очень большие) – от 12 до 25 кг.

18 Правила пользования одноразовыми подгузниками. Одноразовые подгузники необходимо менять каждый раз, когда они становятся мокрыми или загрязняются фекалиями. Рекомендуется менять одноразовые подгузники: Сразу перед или после кормления. После каждого испражнения. Перед сном. Сразу после пробуждения. Перед выходом на прогулку. Необходимо помнить, что очень важна для ребенка аэрация – воздушные ванны между пеленаниями или сменой подгузника.

19 При смене подгузника рекомендуется: заранее При смене подгузника родители должны заранее приготовить: чистый подгузник, немного воды, вату и салфетку, детский лосьон или масло. Положить ребенка на безопасную удобную поверхность, например, на пеленальный столик. Расстегнуть и развернуть использованный подгузник, приподнять ребенка за ножки одной рукой, а другой свернуть использованный подгузник. Если ребенок испражнился, необходимо поднять его за ягодицы еще выше, а другой рукой при помощи относительно чистой части использованного подгузника вытереть кал движением вниз, потом свернуть использованный подгузник. Осторожно обтереть ягодички и промежность ребенка сверху вниз влажной ватой. Важно, что бы родители знали, что нельзя проводить ватой сзади – наперед, что бы бактерии из кишечника не попали на область наружных половых органов и мочевых путей. В конце салфеткой осторожно промокнуть влажную кожу ребенка. Положить чистый развернутый подгузник под ребенка и опустить ножки. После того как подгузник одет на ребенка, закрепите при помощи наклеивающегося замочка на цветную полоску впереди подгузника. Свернуть использованный подгузник и выкинуть его в контейнер для мусора. Важно не забыть вымыть руки с мылом после смены подгузника.

20 Выработка у ребенка привычки пользования горшком. Эту привычку можно выработать с 3-5ти месяцев, а пользование горшком – с 6-8ми месяцев, когда ребенок уже умеет сидеть. Для этого его необходимо держать над горшком несколько раз в сутки (до 2-3 минут), после 6-8ми месяцев ребенка можно высаживать на горшок. Это необходимо делать каждый раз в одно и тоже время, перед или после сна (если ребенок проснулся сухим) или перед прогулкой. Не нужно давать ребенку во время высаживания на горшок игрушки, книжки с картинками и т.п., т.к. это отвлекает внимание ребенка от его основного «задания», удлиняет время пребывания на горшке и не благоприятствует развитию привычки Не нужно давать ребенку во время высаживания на горшок игрушки, книжки с картинками и т.п., т.к. это отвлекает внимание ребенка от его основного «задания», удлиняет время пребывания на горшке и не благоприятствует развитию привычки.

21 Готовность ребенка к обучению пользования горшком можно определить по таким приметам: Ребенок остается сухим на протяжении не менее 2х часов или просыпается сухой после дневного сна. У ребенка есть регулярный «график» оправления физиологических функций (испражнений). Ребенок словами, мимикой, жестами дает понять, что наступило время мочевыделения или дефекации. Ребенок умеет использовать простые словесные указатели. Ребенок указывает на дискомфорт от загрязнения подгузников и высказывает желание их сменить. Психиатры и физиологи считают, что оптимальный возраст для обучения «туалетным» привычкам является 12 – 18 месяцев.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/71207/

Мамин Клуб

Залогинься

Чем отличаются лекции "Уход за новорожденным" и "Уход за новорожденным дома"?

Элита Свареницие 30 лет проработала в родильных учреждениях Латвии, в том числе шесть лет возглавляла Латвийское объединение неонатологических сестер. С 2008 года она тесно сотрудничает с Маминым Клубом и сегодня в нашей школе читает родителям лекции об уходе за новорожденным.

Одна лекция «Уход за новорожденным» включен в курс по подготовке к родам, другая «Уход за новорожденным дома» значится как отдельное занятие. Впрочем, и то, и другое можно посетить по своему желанию – до, во время или после беременности.

— У родителей часто возникает вопрос, чем отличается одна лекция от другой. Расскажите подробнее, пожалуйста, Элита!

Несмотря на то, что по каким-то темам информация, конечно, дублируется, в целом это две разные лекции.

«Уход за новорожденным» — лекция, которую я читаю будущим родителям на курсах по подготовке к родам, посвящена больше адаптационному периоду с момента родов и до дня выписки из него.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Почему дрожит подбородок у новорожденного

Вот малыш родился. Нужно перерезать пупок. Кто? Как? Говорим об этом. Обсуждаем, что происходит с плацентой и стоит ли ее брать с собой.

Рассказываю, почему в первые два часа после родов малыш лежит на животе у мамы; почему в первые дни он теряет вес; от чего появляется желтуха у новорожденных и как она лечится; как у младенцев проверяют слух, берут генетический анализ; какой должна быть одежда новорожденного; на что следует обратить внимание, когда ребенку исполнится месяц и вы отправитесь на осмотр к врачу – рост, вес и т.д.

Также мы учимся основам хендлинга. С собой даю буклет с основными позициями, чтобы можно было потом освежить в памяти.

«Уход за новорожденным дома» — на этой лекции мы подробно рассматриваем все вопросы, которые возникают после возвращения из роддома. Там то многое делает медперсонал, маме, по сути, нужно уметь только покормить малыша и поменять ему подгузник. А вот когда ты оказываешься дома, то все приходится делать самостоятельно.

Мы рассматриваем все шаг за шагом, начиная от утреннего туалета, где что должно находиться, чтобы было под рукой, до вопросов о том, как и когда купать, как часто гулять и т.д.

Обязательно рассказываю, что нужно купить для новорожденного, а без чего можно обойтись. Сейчас ведь такой большой выбор товаров для младенцев, легко растеряться, особенно, если ждешь первенца. Вместе составляем четкий список необходимого.

Каждая лекция рассчитана на два часа, но редко удается закончить вовремя, потому что не расходимся, пока не отвечу на все вопросы.

— Почему стоит посетить эти лекции?

Недаром ведь говорят «Кто предупрежден, тот вооружен!». Моя задача – подготовить родителей к тому, что их ждет. Тогда они будут чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Я рассказываю об актуальных тенденциях, отвечаю на все вопросы, делюсь примерами из личного опыта, а он у меня очень большой.

Всегда настраиваю родителей на позитив. Это тоже очень важно, ведь жизнь меняется и нужно быть к этому готовым, знать, что ты со всем справишься.

Такие лекции очень полезны, потому что ты из первых уст получаешь информацию, а не пытаешься самостоятельно что-то понять из прочитанного в интернете. Там много заблуждений. Лучше один раз прийти и все услышать самому. Так что до встречи в Мамином Клубе!

«Уход за новорожденным дома»

Контакты: Мамин Клуб, ул.Виландес, 1 (вход с ул.Элизабетес), первый этаж, Рига, тел. 67350750

Источник: http://www.maminklub.lv/beremennost/chem-otlichaiutsia-lektsii-ukhod-za-novorozhdennym-i-ukhod-za-novorozhdennym-doma-618880/

Уход за новорожденным ребенком

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Изд-во «Медгиз», М., 1957 г.

Поэтому понятна исключительная забота Советского правительства и Коммунистической партии о сохранении здоровья и жизни детей, о воспитании здорового молодого поколения.

Жизнерадостный, здоровый и крепкий ребенок — это радость и счастье семьи. Но воспитание ребенка — дело серьезное и ответственное.

Для правильного воспитания недостаточно одной материнской любви, необходимы и определенные знания. Каждая мать, овладев этими знаниями, сумеет создать наиболее благоприятные условия для нормального развития ребенка.

В нашей стране созданы все нужные для этого условия. Открыто много специальных учреждений: детских и женских консультаций, поликлиник, родильных домов, яслей, детских садов, площадок, санаториев.

Охрана здоровья ребенка начинается с охраны здоровья беременной женщины. Беременная женщина должна находиться под систематическим наблюдением женской консультации, где она получит все необходимые сведения по охране своего здоровья. Это необходимо не только для самой беременной, но и для того, чтобы плод (будущий ребенок) правильно и нормально развивался. До рождения плод получает от матери кислород и все питательные вещества, необходимые для роста и развития, через кровеносные сосуды пуповины.

Ухудшение здоровья матери вредно отражается на развитии плода. Детская консультация помогает матери вырастить здоровых детей, поэтому по выписке из родильного дома мать должна не реже двух раз в месяц посещать консультацию, советоваться с врачом, который будет наблюдать за развитием ребенка, и тщательно выполнять все его советы и указания.

Мать, овладевшая необходимыми знаниями по уходу за новорожденным, поддерживающая постоянную связь с врачом и патронажной сестрой детской консультации, сумеет создать нормальные условия для правильного развития ребенка.

Новорожденный издает крик, и при первом вдохе воздух проникает в его легкие. С этого момента ребенок начинает самостоятельно дышать, а позднее и самостоятельно питаться.

Начинается первый период жизни ребенка, так называемый период новорожденности, который продолжается 3—4 недели. Ребенок попадает в новую, непривычную для него среду.

Внешние условия легко могут оказать на него вредное действие. Хороший уход поможет ребенку приспособиться к новым условиям жизни.

Напомним некоторые анатомо-физиологические особенности новорожденного.

Главной особенностью является наличие у него остатка пупочного канатика. Обычно пока новорожденный находится в родильном доме, пуповина не успевает отпасть. Повязку, наложенную на пупочную рану, трогать нельзя.

Если же пуповина отпала, то ничего, кроме перевязки стерильным или чисто вымытым и проглаженным полотняным бинтом, делать не следует. В крайнем случае рекомендуется присыпать место отпадения пуповины — пупочную ранку — порошком белого стрептоцида. Уход за пупочной раной требует большого опыта, поэтому лучше, если это будет делать патронажная сестра детской консультации.

У детей первых двух недель жизни при плохом уходе за пупком может возникнуть тяжелое заболевание — пупочный сепсис (заражение крови).

Телосложение новорожденного внешне отличается от телосложения взрослого человека. Соотношение отдельных частей его тела совсем иное: длина головы новорожденного равна четверти длины всего его тела, тогда как у взрослого длина головы составляет лишь 1/7—1/8 длины тела. У ребенка короткая шея: голова как бы сидит на плечах. Обращают на себя внимание короткие нижние конечности.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На ней легко возникают опрелости, ссадины, царапины, через которые могут проникнуть болезнетворные микробы и вызвать нагноение.

На плечах и верхней части спины кожа покрыта Пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.

На 2—3-й день жизни кожа становится суше и начинает шелушиться. Шелушение бывает в виде тонких чешуек, пластинок или крупинок, напоминающих отруби. Оно продолжается около недели.

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, роговому, котопый очень тонок, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2—3—4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3—4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску. Потовые железы к моменту рождения развиты слабо и развиваются по мере роста ребенка.

Сальные железы уже к моменту рождения хорошо развиты. На коже ребенка их много, и они выделяют обильно сало, что особенно заметно в волосистой части головки, где иногда образуются корки в виде чешуек, покрывающих всю головку. Это не что иное, как высохшее сало, смешанное с пылью, волосиками и слущенными клетками поверхностного слоя кожи. При уходе за ребенком их надо счищать, так как благодаря попаданию микробов может начаться воспаление кожи.

Кожа выполняет очень важную для ребенка защитную функцию, участвует в процессе дыхания — через нее выделяется углекислота и вода. В коже заложены тончайшие ветви — окончания чувствительных нервов, благодаря чему возникают осязательные, болевые и температурные ощущения.

Кожа — важный орган для жизни ребенка, поэтому к уходу за ребенком нельзя допускать лиц, имеющих какие-либо кожные заболевания. Уход за кожей требует большой аккуратности и должного, внимания как со стороны матери, так и ухаживающих лиц. Слизистые покровы чрезвычайно нежны и легко ранимы. Достаточно малейшей, даже незаметной царапины или ссадины, чтобы туда проникли микробы или плесневый грибок.

В результате на слизистой оболочке рта быстро появляются белые налеты, развивается молочница, которую иногда и матери совершенно неправильно считают обязательной и называют «цветом».

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Температура тела у новорожденного неустойчива, так как его организм не может вырабатывать достаточно тепла и сохранять его. Поэтому ребенок очень быстро подвергается охлаждению даже при обычной температуре окружающего воздуха, а также быстро перегревается, если его чрезмерно кутают.

Постепенно новорожденный приспособляется и привыкает к новым для него условиям. Температура тела у него устанавливается 36,6—37°.

Костная система ребенка, т. е. его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

У новорожденного еще не закрыты черепные швы, т. е. нет полного сращения теменной и лобной костей головы. Между ними спереди имеется мягкое место, так называемый большой родничок. По мере роста хрящ заменяется плотной костной тканью. Голова ребенка, проходя через родовые пути матери, несколько сдавливается с боков и вытягивается вверх или кзади, причем кости черепа надвигаются одна на другую. Поэтому в первые дни после рождения голова новорожденного имеет неправильную форму. В дальнейшем она постепенно самостоятельно выравнивается. Пытаться ее выравнивать не следует. Нередко во время родов на голове ребенка образуется родовая опухоль, которая в ближайшие дни сама собой рассасывается.

Ноги новорожденного немного изогнуты, это вызвано внутриутробным положением плода. У здорового ребенка ноги постепенно выпрямляются. Поэтому тугое пеленание излишне и вредно. Новорожденный вследствие повышенного тонуса мышц держит руки согнутыми в локтях, а ноги поджатыми к животу. Такое положение для него самое удобное и привычное еще до рождения. Лишь на короткое время новорожденный разгибает руки и ноги, а затем снова сгибает их. Препятствовать этим движениям не следует — они необходимы ребенку, кроме того, эти движения и способствуют выделению газов из кишечника, которые иногда беспокоят ребенка.

Пищеварительные органы новорожденного тоже имеют свои особенности, которые надо знать, чтобы правильно ухаживать за ребенком. Слизистая оболочка полости рта ярко-красная и довольно сухая; ее можно очень легко повредить даже осторожным прикосновением, поэтому запрещается протирать рот у новорожденного. Слюнные железы ребенка начинают выделять слюну с 3—4-го месяца, при этом происходит обильное слюнотечение.

Желудок и кишечник ребенка в первые месяцы способны переваривать естественную для него пищу, т. е. грудное молоко. Иногда у ребенка происходят различного рода отклонения от нормального процесса пищеварения: срыгивание, рвота сразу после кормления или через некоторое время несвернувшимся или свернувшимся молоком, вздутие живота вследствие скопления газов.

Переваренное в желудке и кишечнике молоко всасывается через стенки кишок в кровь и используется для построения новых клеток растущего организма.

Если ребенок срыгивает часто, надо следить за его весом. Если вес убывает, необходимо ребенка показать врачу консультации. У здоровых детей срыгивание проходит к 3 месяцам.

Процесс переваривания и продвижения пищевой кашицы в тонких, а затем в толстых кишках, образование испражнений и их выделение через прямую кишку у новорожденного ребенка еще не налажены. Наблюдается скопление газов и вздутие кишечника, что вызывает резкое беспокойство, а также учащенные или наоборот, редкие испражнения различного цвета и вида.

В течение первого года пищеварительные органы приобретают способность переваривать и усваивать коровье молоко и другие виды пищи — овощи, ягоды, фрукты, мясо, хлеб и пр.

При вскармливании грудным молоком стул у ребенка бывает 3—4 раза в сутки, испражнения имеют желтый цвет и кисловатый запах. Постепенно стул становится реже; во втором полугодии он бывает 1—2 раза в сутки. При вскармливании коровьим молоком испражнения гуще, цвет их темнее. При переходе на общее питание, близкое к общей нормальной пище взрослого здорового человека, стул становится темноватой окраски, густой консистенции.

У взрослого человека кишечник в 4 раза длиннее его роста, а у ребенка в 6 раз. Такая относительно большая длина кишечника объясняется тем, что ребенку надо сравнительно больше пищи, чем, взрослому человеку, если учесть количество пищи на килограмм веса.

По той же причине у ребенка сравнительно велика печень. В печени обезвреживаются все питательные вещества из кишечника, после чего они поступают в общий ток крови, распределяются по всему организму и используются для строительства новых клеток, для сложных процессов обмена веществ в организме ребенка.

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Пыль, содержащаяся в воздухе, оседает на стенках верхних дыхательных путей и вызывает усиленное отделение слизи, вследствие чего образуются корки, мешающие дыханию. Ребенок в этих случаях дышит тяжело, как правило, через рот, а это затрудняет сосание, и ребенок голодает. Чтобы легче было дышать и сосать, новорожденный нередко запрокидывает голову назад. Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Форма грудной клетки у ребенка бочкообразная, а не конусообразная, как у взрослого человека. Межреберные мышцы еще слабы и поэтому самый вдох у ребенка поверхностный. Чем глубже дышит человек, тем больше кислорода он вдыхает, тем лучше вентилируются его легкие. У ребенка дыхание поверхностное, т. е. при дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручками, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание.

Неправильности дыхания ребенка зависят еще и от недостаточного развития дыхательного центра в мозгу и проходят постепенно в течение первых месяцев жизни.

Сердце ребенка отличается от сердца взрослого тем, что сердце работает неправильно ввиду несовершенства нервной системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров. Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сердце ребенка раннего возраста относительно больше, чем у взрослого. Сосуды, особенно крупные, относительно шире, чем у взрослого, что облегчает работу сердца.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до 140 ударов в минуту, на первом году жизни 130—110, в возрасте 1—2 лет — около 110 в минуту; у взрослого человека — 72—80 ударов. Под влиянием незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.) пульс может резко учащаться.

Количество крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза больше, чем у взрослого По своему составу кровь мало отличается от крови взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток свежего воздуха, питания и т. д.

Вес и рост новорожденного различны. Нормальным доношенный ребенок весит при рождении в среднем 3200 граммов (мальчики) и 3000 граммов (девочки). У отдельных детей вес при рождении может колебаться от 2800 до 4500 граммов, а иногда бывает даже выше. Недоношенными считаются дети весом от 1000 до 2500 граммов.

Рост (длина тела) новорожденного в среднем 48—50 сантиметров (от 45 до 55 сантиметров).

В течение первых 3—5 дней первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100—200 граммов и более. С 4—5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9—12-му дню достигает первоначальной величины.

Первоначальное уменьшение веса зависит от особенностей периода новорожденности: высыхания и отпадения пуповины, слушивания верхнего слоя кожи, выделения первородного кала. В первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока. Чем меньше молока у родильницы, чем медленнее оно выделяется, тем больше теряет ребенок в весе. Поэтому дети-первенцы теряют в весе больше, чем последующие, так как обычно у первородящих молока в первые дни меньше, чем при последующих родах. По этой же причине дети с большим первоначальным весом теряют в весе больше, чем небольшие, весящие мало, так как у первых потребность в пище больше. Очень важно наблюдать за весом ребенка в течение первого года его жизни, так как изменения в весе наряду с другими признаками, о которых будет идти речь ниже, дают возможность судить о нормальном физическом развитии ребенка и в особенности о достаточном количестве получаемой им пищи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как часто переворачивать новорожденного во сне

К 6 месяцам ребенок удваивает свой вес и к концу первого года жизни утраивает его. В среднем в первую половину года он прибавляет 600 граммов в месяц, во вторую половину года 400—500; за второй год жизни прибавляет 2500 граммов, в среднем по 200 в месяц; за третий год жизни — 1500 граммов, т. е. в месяц около 150.

Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни — 25 сантиметров, на второй — 10 сантиметров, на третий — 7—8 сантиметров.

Развитие двигательных функций и психики происходит соответственно развитию центральной нервной системы. Новорожденный ребенок не держит голову, производит лишь беспорядочные движения руками и ногами. Движения у него обычно вялые, замедленные. Иногда ребенок вздрагивает и производит быстрые движения pуками и ногами. Это нормальное явление. В дальнейшем движения его становятся более плавными. В первые дни после рождения ребенок много спит к просыпается только для еды. Слез у новорожденных не выделяется: новорожденный кричит, но не плачет. Мигать он не может. Веки в первые дни после рождения отечны, вследствие чего новорожденный обычно подолгу держит глаза закрытыми.

Изредка можно наблюдать косоглазие, которое постепенно исчезает.

Новорожденный ребенок беспокоится и кричит только по какой-либо причине: обычно если он лежит в мокрых пеленках, туго завернут, слишком тепло укутан — перегрет, а также при наличии газов в кишечнике. Чтобы устранить эти причины, надо соблюдать правила ухода за ребенком и регулярно его кормить.

Иногда совершенно здоровый ребенок начинает кричать без какой-либо внешней причины; это бывает при неправильном уходе, когда ребенок приучен к тому, чтобы его постоянно носили на руках.

Развитие центральной нервной системы, в особенности головного мозга, на первом году жизни идет очень быстро. Из окружающей среды и внутренних органов мозг ребенка получает через органы чувств различные раздражения, на которые отвечает усилением или ослаблением деятельности своих органов. Чем больше развивается мозг, тем точнее и лучше он отвечает на раздражение. Первые проблески сознательных движений появляются у ребенка к концу первого месяца. Одновременно с развитием мозга идет быстрое развитие статических, двигательных и психических функций у ребенка первых лет жизни.

В течение первого года жизни организм ребенка постепенно все больше приспособляется к существованию.

Одновременно с общим развитием ребенок может управлять своими органами движения. В возрасте одного месяца он приподнимает головку, к 2 месяцам крепко ее держит, к 3 — хватает предметы руками, а в 4 месяца долго их удерживает. К 6 месяцам ребенок сидит, к 8 месяцам — стоит, держась за какой-нибудь предмет, к 10 — свободно стоит, к 10—14 месяцам начинает самостоятельно ходить. К 3 годам ребенок преодолевает препятствия, ходит по лестнице.

Для правильной оценки, физического развития ребенка нужвд энать законы нарастания его веса и роста.

Систематические наблюдения за весом ребенка в течение первого года жизни от периода новорожденности являются очень важными, так как они дают нам возможность в любое время судить о ходе физического развития ребенка.

Таковы краткие сведения об анатомо-физиологических особенностях ребенка раннего возраста.

Знание организма ребенка заставляет мать сознательно выполнять многие правила ухода, чтобы обеспечить ребенку правильное физиологическое развитие.

Родители должны отвести для новорожденного самое лучшее место в комнате или квартире. Желательно устроить детский уголок. Кровать ребенка должна быть железная или деревянная, окрашенная белой масляной краской. Матрац должен быть новый (его можно сделать и самим, набив мешочек-наволочку сеном или мелкой, тонкой стружкой).

Нельзя ставить детскую кровать в темный угол, за шкафом или буфетом. Около кровати следует поместить столик-шкафчик для пеленания ребенка, в котором хранят пеленки, распашонки, одеяльца и пр. На столик нужно положить тонкий матрац, покрытый клеенкой, а поверх нее простынкой. Над столиком повесить аптечку и полочку для хранения предметов ухода.

Для грязных пеленок выделяют ведро с крышкой, а для их стирки — таз. Необходимо приобрести детскую ванночку или небольшое корыто для купания ребенка. Все вещи и предметы ухода нужно содержать в чистоте и хранить в определенном месте.

«Приданое» новорожденного состоит из следующих вещей:

1. Распашонок . 8

2. Кофточек из бумазеи или фланели. 6

3. Пеленок тонких размером 100X80 сантиметров . 12

4. Пеленок байковых размером 90X70 сантиметров . 10

5. Пеленок малых треугольных (подгузников) размером 50X50 сантиметров . 15

6. Одеял байковых . 2

7. Одеял пикейных . 2

8. Одеял теплых . 1

9. Наволочек на подушечку . 4

10. Простынь на кроватку . 3

11. Клеенок на весь матрац . 1

12. Клеенок подкладных размером 30X30 сантиметров . 2

Заготовить это приданое можно постепенно, а часть приобрести после рождения ребенка. Ткани для белья следует брать белые или светлые. Фасон распашонок и кофточек должен быть простым, без грубых швов.

Белье до употребления надо предварительно выстирать, прокипятить и выгладить горячим утюгом. Стирать детское белье следует отдельно от белья взрослых. Кофточки и платья, если нельзя сразу выстирать, прогладить горячим утюгом обязательно.

Для ухода за ребенком раннего возраста необходимо приобрести следующие предметы ухода.

Необходимы следующие предметы ухода за новорожденным:

1. Градусник для измерения температуры

2. Градусник для измерения воды

3. Миска для умывания лица

4. Миска или тазик для подмывания

5. Баночка для ваты

6. Баночка для марлевых салфеток и бинта

7. Резиновый баллон № 2—3 для клизмы

8. Бутылочка для вазелинового или подсолнечного масла

9. Резиновая грелка

10. Баночка для присыпки

11. Гребенка (небольшая) для туалета головы

12. Ножницы для ногтей

13. Стаканчик для хранения сосок

14. Ложечка чайная

15. Бутылочка градуированная для питьевой воды.

Все эти предметы надо содержать в чистоте и хранить в порядке на определенных местах. Первое и основное условие при уходе за новорожденным — строжайшая чистота.

Всюду должно быть чисто, особенно в комнате, где находится ребенок. Чтобы меньше скоплялось пыли, из комнаты выносят все лишнее. Комнату убирают ежедневно: влажной тряпкой вытирают пыль со всех вещей, протирают пол. Подметать пол сухой щеткой категорически запрещается.

Комнату в холодное время года ежедневно тщательно проветривают утром и вечером, а летом несколько раз в день; еще лучше летом держать окна открытыми целый день.

Курить в комнате, где находится ребенок, не разрешается. Лучше, если комната освещается электрической несильной, матовой лампой.

Необходимо обращать внимание и на чистоту своей одежды и рук. Мать должна перед кормлением и пеленанием чисто вымыть руки; ногти должны быть коротко острижены и вычищены. В этот период матери рекомендуется носить одежду из легко стирающейся материи. Голову следует покрывать косынкой или платком.

Мать должна помнить, что уход за новорожденным проводится всегда в строго определенном порядке. Обычно его начинают с утреннего туалета.

Стерилизуют масло следующим образом: налив масло в пузырек, затыкают его ватой, ставят в кастрюльку с водой, налитой выше уровня масла, и кипятят в течение 5 минут, а затем охлаждают. Те места, где кожа суха и сильно шелушится, надо также слегка смазывать маслом.

Если в комнате тепло (20°), места, где кожа раздражена, нужно оставлять открытыми для доступа воздуха на 10—15 минут и согревать их синей электролампой с рефлектором. Делать это надо осторожно.

При появлении значительной, опрелости или гнойничковой сыпи необходимо обратиться к врачу.

Стул у новорожденного бывает несколько раз в день, мочеиспускание часто — до 10—15 раз в сутки. После каждого испражнения ребенка необходимо подмывать текучей струей теплой воды или из тазика куском ваты, тряпочкой из ветоши или смоченным концом пеленки. Нельзя только обтирать ягодицы пеленкой, не подмывая ребенка. Если есть комнатный умывальник, то лучше подмыть ребенка чисто вымытой рукой под струей воды из умывальника. После подмывания надо обсушить кожу, слегка прикладывая к ней пеленку.

После мочеиспускания достаточно сменить пеленку, но при обильном мочеиспускании надо подмыть ребенка, как указано выше. Подмывать надо спереди назад, по направлению к заднему проходу, а не наоборот.

Начинать купать новорожденного следует лишь, когда разрешит врач. Купать ребенка надо ежедневно.

До полного заживления пупочной ранки надо купать только в кипяченой воде. Если пользуются водой из колодца, а не из водопровода, то нужно купать в кипяченой воде и после заживления пупочной ранки.

Детскую ванночку следует содержать в чистоте и пользоваться ею только для купания ребенка. Перед купанием ванночку тщательно моют горячей водой с мылом и споласкивают кипятком.

Комнату перед купанием не надо нагревать так, чтобы в ней было очень тепло или даже жарко.

Температура воды должна быть 36°. Температуру воды следует измерять термометром, а не рукой, так как ощущение тепля у людей различно и вода может оказаться для ребенка или слишком горячей, или наоборот, холодной. При погружении в такую воду у новорождендого может возникнуть неприятное ощущение; в таком случае он в дальнейшем будет бояться ванны и при купании каждый раз будет кричать или вести себя крайне беспокойно.

В ванночку наливают столько воды, чтобы, держа ребенка на левой руке, можно было погрузить его в воду до плеч. Перед измерением температуры воды в ванне надо ее хорошо размешать. Измеряют температуру, не вынимая градусника из воды, так как на воздухе ртуть быстро спадает, и термометр покажет более низкую температуру, чем на самом деле.

Все предметы, необходимые для купания, приготавливают заранее: мыло, мягкую рукавицу из фланели или мохнатого полотенца для мытья, кувшин с водой для обливания и белье для пеленания ребенка. На дно ванночки кладут чистую пеленку, сложенную в четыре раза.

Новорожденного погружают в воду, держа спинку на предплечье левой руки так, чтобы головка ребенка помещалась на локтевом сгибе руки матери и не касалась поверхности воды во избежание попадания воды в уши, рот или нос ребенка.

Правой рукой сначала обмывают грудь, живот, голову, руки и ноги (лицо моют отдельно кипяченой водой из чистой чашки).

Затем поворачивают ребенка спиной вверх, ладонью левой руки поддерживают грудь ребенка так, чтобы большой палец находился в подмышечной ямке. Затем правой рукой моют спину и голову и обливают ребенка приготовленной в кувшине чистой водой температуры 35°. При обливании необходимо помнить, что струя воды не должна быть сильной, так как это может вызвать у ребенка неприятное ощущение. Вэду надо лить на плечи и спину и слегка на затылок.

Вынув из воды, ребенка накрывают простынкой и, положив на столик или кровать, покрытую чистой простыней, осторожно обсушивают кожу ребенка, не растирая, а только прикладывая простынку или полотенце и потирая рукой поверх нее. Волосы вытирают насухо. Недостаточно тщательное обсушивание может быть причиной развития опрелостей. Затем ребенка одевают в чистое белье.

Купать ребенка надо 5 минут, лучше вечером перед сном, перед последним или предпоследним кормлением; после кормления купать не следует.

Один-два раза в неделю ребенка нужно купать с мылом. Лучше всего употреблять детское мыло.

После купания ванночку моют горячей водой и обтирают чистой тряпочкой. Рукавичку для купания надо вымыть, прокипятить и выгладить. Прежде чем приступить к купанию ребенка, мать должна тщательно вымыть руки щеткой с мылом и надеть чистый белый передник.

Слизистые оболочки ребенка, так же как и кожа, легко ранимы и требуют умелого и тщательного ухода. Повреждение слизистых оболочек обычно сопровождается внедрением различных микробов, отчего может возникнуть молочница. Молочница развивается, если ребенка прикладывают к плохо обмытой груди или дают в рот нечистую пустышку или соску; некоторые не кипятят их перед употреблением или, подняв упавшую на пол соску, не обмывают ее, а облизывают и т. п. Пустышка, даже чистая, ребенку не нужна. Грязная же пустышка может вызвать не только молочницу, но и более серьезное заболевание. Кроме того, соска может оторваться с кольца и попасть в пищевод или дыхательные пути ребенка. Пользоваться пустышкой можно только в крайнем случае, если на это есть указание врача, например при беспокойном поведении ребенка.

Нельзя целовать ребенка в губы, щеки и лицо.

Глаза ребенку следует промывать ваткой, смоченной в чистой кипяченой воде или в растворе борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) комнатной температуры. Каждый глаз промывают отдельными смоченными кусочками ваты по направлению от наружного угла глаза к носу, следя, чтобы вода из одного глаза не попадала в другой. Поэтому, промывая левый глаз, надо повернуть голову ребенка влево, а промывая правый глаз — вправо.

Нос прочищают ватными жгутиками, фитильками, смоченными стерильным маслом или теплой кипяченой водой, удаляя таким образом слизь или засохшие корочки. Ватные жгутики надо менять для каждой ноздри.

Фитильки или жгутики вводят в нос или в ухо легкими винтообразными движениями. Если ребенок дышит свободно, то прочищать нос не следует.

Точно так же прочищают наружный слуховой проход. Ушные раковины необходимо тщательно обмывать. Употреблять для туалета носа и уха спички или какие-нибудь твердые предметы ни в коем случае нельзя, так как можно ранить нежную слизистую оболочку носа или уха. В случае заболевания уха или носа надо немедленно показать ребенка врачу консультации.

Одевать новорожденного нужно так, чтобы не стеснять его движений и в особенности дыхания. Поэтому свивать ребенка или чересчур туго завертывать в пеленки строго запрещается. Когда ребенок находится в комнате, не рекомендуется накрывать его голову пеленкой или надевать чепчик.

Одежда новорожденного состоит из тонкой распашонки, запахивающейся на спине, кофточки с завязками спереди и зашитыми рукавами. Подгузник (пеленку треугольной формы) подкладывают под поясницу, нижний угол закладывают между ногами, а два других угла соединяют на животе. Затем ребенка завертывают в тонкую пеленку таким образом, чтобы его руки были свободны, а поверх этой пеленки — в теплую. Между пеленками кладут кусок клеенки. Если нужно, прикрывают теплым байковым одеялом. Руки ребенка должны оставаться свободными поверх пеленки или одеяла.

В первые дни жизни рекомендуется пеленать новорожденного следующим образом: надев на него сначала распашонку, первую пеленку складывают углом и, как платком, покрывают ею голову, затем одним концом прикрывают руку и подворачивают этот конец под противоположный бок ребенка; другим концом пеленки закрывают вторую руку и подводят его под спину в противоположном направлении. Подгузник укладывают, как указано выше. Второй пеленкой ребенка завертывают до шеи, не стесняя движения ног. Затем ребенка завертывают до шеи в байковое одеяло с пододеяльником, положив поверх пеленки под ягодицы клеенку или лучше пеленку, сложенную в восемь раз.

Даже при ежедневной стирке необходимо иметь довольно большое количество белья; употреблять подсушенные, а не выстиранные пеленки нельзя, так как могут развиться опрелости, сыпи, гнойники.

Стирают белье ребенка отдельно. Замочив белье в теплой воде, к которой прибавляют некоторое количество соды, его простирывают с мылом, а потом кипятят. После этого белье еще раз простирывают, затем полощут в чистой, лучше в проточной воде, отжимают и сушат на чердаке или на открытом воздухе. Сухое и слегка влажное белье катают, а затем проглаживают с двух сторон горячим утюгом.

Этот метод стирки способствует уничтожению микробов.

Менять белье надо как можно чаще и, как правило, перед каждым кормлением. Хранить грязное белье ребенка следует в закрытом ведре или в баке, по возможности в другом помещении.

Одним из важных условий для нормального развития ребенка раннего возраста является правильная и гигиеническая одежда. Ребенок раннего возраста еще слабо регулирует тепло. Он быстро охлаждается и так же быстро перегревается.

Основная задача одежды — помогать ребенку поддерживать нормальную температуру тела: 36,5—37,2°, т. е. сохранять тепло, вырабатываемое самим ребенком. Гигиеничная, удобная одежда, соответствующая возрасту и состоянию ребенка, а также сезону года, имеет огромное значение для правильного развития ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Первый месяц новорожденного ухаживать

Одновременно одежда должна хорошо и легко впитывать влагу — мочу, жидкую часть испражнений, пот, чтобы не страдала кожа ребенка, и в то же время одежда должна хорошо пропускать воздух, чтобы кожа ребенка легко могла дышать.

Одежда ребенка должна отличаться легкостью, простотой и удобством.

Она должна быть свободной, чтобы не стеснять движений ребенка, столь необходимых для его правильного развития.

Лучшим материалом для пошивки одежды, который удовлетворял бы требованиям мягкости, гигроскопичности и пористости, являются мягкие бумажные ткани — мадаполам, бязь, ситец, батист, фланель, байка, бумазея.

Как новое, так и старое белье перед употреблением должно быть хорошо выстирано, прокипячено и во влажном виде проглажено. Одежда ребенка должна быть сшита из тканей белых или светлых приятных тонов и не линять при ее стирке. Нужно иметь достаточное количество одежды, чтобы не было перебоев для пеленания и одевания ребенка из-за стирки и сушки.

На стирку белья должно быть обращено особое внимание. Белье должно тщательно отмываться, отстирываться обязательно с мылом, особенно пеленки как наиболее загрязненные, затем обязательно кипятиться и во влажном виде проглаживаться.

Сушить белье в комнате, где живет ребенок, нельзя.

Одежда должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребенка.

Мать во время беременности должна заблаговременно заготовить «приданое» для новорожденного.

Распашонка для новорожденного и грудного ребенка, т. е. такая рубашка, которая разрезана на спинке снизу доверху и надевается спереди назад. Распашонка не имеет пуговиц и завязывается наверху легкими тесемками. Распашонка удобна тем, что легко надевается и не нужно приподнимать головку ребенка при его одевании.

Если прохладно или холодно, поверх распашонки можно надеть кофточку.

Кофточка мало чем отличается от распашонки; надевается она сзади наперед, завязывается или застегивается спереди, имеет длинные рукава, доходящие до кистей. Надевать ее нужно аккуратно, чтобы она не загрязнялась испражнениями.

Подгузник — треугольная и четырехугольная, сложенная на угол пеленка, которая кладется под таз ребенка, пропускается одним концом между ножками, а другими концами опоясывает живот ребенка. Подгузник предохраняет большие пеленки от загрязнения испражнениями.

Большая пеленка одевает туловище и ножки ребенка от подмышек. Ею завертывают ребенка кругом, а концы ее складывают и подкладывают под ребенка.

При пеленании большой пеленкой получается как бы конверт, в котором находится ребенок. Ребенок может свободно двигать ножками, грудная клетка и внутренние органы не сдавливаются, что крайне важно и необходимо для правильного развития ребенка.

В таком виде ребенка кладут в кроватку. Сверху его можно покрыть одеялом.

Одеяла необходимы теплые и холодные: летом одеяло холодное — тканевое, пике, зимой — теплое байковое или фланелевое. Для прогулки в холодные дни осени и зимы можно пользоваться ватным одеялом.

При прогулке или если ребенка по каким-либо причинам завертывают в одеяло, между большой пеленкой и одеялом кладут тонкую, эластичную клеенку для предохранения одеяла от загрязнения испражнениями. Пользоваться клеенкой при пеленании ребенка не следует.

Чепчик надевать не следует. Он вызывает потение головки. Головку нужно держать открытой. Если чепчик иногда и не приносит вреда, то совершенно бесполезен.

Свивальник нужно просто изгонять из употребления в уходе за ребенком. Ребенку не свойственно быть свитым, ручки и ножки держать вытянутыми и лежать без движения — это только приносит вред и мешает нормальным физиологическим функциям ребенка: дыханию, движению и пр. Если свивальник вреден для здорового ребенка, то во много раз вреднее для больного.

Матрац кроватки покрывают полностью клеенкой. Если имеется возможность, матрац можно вложить в клеенчатый мешок. Это удобно и гигиенично.

Простыня на кроватку является как бы большой пеленкой и покрывают матрац поверх клеенки. Пользоваться матрацем без простынки не рекомендуется.

В «приданом» не указан конверт, который иногда находит себе применение в уходе за ребенком. Запеленутый ребёнок кладется на конверт, который сшит из плотной ткани или пике, имеет вид прямоугольника с двумя боковыми и одной нижней частями, которые, закрывая ребенка до головки, завязываются тесемками или ленточками.

Если конверт сшит по размерам ребенка и удобен, он до некоторой степени может заменить одеяло. Если же это роскошный конверт, с различными украшениями и нестирающийся, то он излишен и не нужен.

Не надо бояться выносить маленького ребенка на свежий воздух: без этого могут развиться малокровие и явления рахита. Летом ребенка можно вынести на воздух на 10—12-й день жизни, зимой — к концу месяца или на втором месяце жизни при температуре воздуха не ниже 5—8° мороза и отсутствии ветра. В первый раз надо выносить ребенка при тихой, ясной безветренной погоде; он будет хорошо чувствовать себя во время прогулки и быстро засыпать. Сон будет спокойный, глубокий. Если же при первой прогулке холодно, ветрено, сыро, то ребенок будет испытывать неприятное ощущение, и на дальнейших прогулках он может быть неспокойным.

В холодную погоду прогулки начинают с 15 минут, постепенно удлиняя их. В дальнейшем необходимо гулять 2—3 раза в день, доводя пребывание на воздухе до 4—5 часов в сутки.

Летом можно гулять с ребенком в течение всего дня, но в тени. На солнце можно перегреть ребенка — это опасно для него.

С недоношенными или ослабленными детьми можно начинать прогулки только с разрешения врача.

Молоко матери — самая лучшая пища для новорожденного с первого дня жизни. Для ребенка ценна каждая капля материнского молока.

Мать обычно кормит ребенка грудью в течение всего первого года его жизни. Молоко матери очень легко переваривается и усваивается организмом ребенка.

Ребенка прикладывают к груди первый раз спустя 12 часов после рождения. В первые дни держат ребенка у груди до 20—30 минут, а потом, когда молока становится больше и ребенок приспособился сосать, его следует держать у груди не более 15—20 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок насытился. С первых же дней жизни необходимо приучать ребенка к кормлению в строго определенные часы.

Здорового доношенного ребенка целесообразно кормить семь раз в сутки, через каждые 3 часа с 6-часовым ночным перерывом или через 3 1/2 часа шесть раз в сутки.

Режим кормления ребенка устанавливает врач родильного дома или детской консультации.

Часы кормления ребенка могут изменяться в зависимости от характера работы матери и ее распорядка дня. Мать должна посоветоваться с врачом, как ей лучше проводить кормление грудью своего ребенка.

Необходимо строго соблюдать 6-часовой ночной перерыв для отдыха матери и ребенка.

В первые дни жизни новорожденные много спят и их необходимо будить в определенные часы для кормления. Давать грудь ребенку при малейшем его крике и беспокойстве не следует: беспорядочное кормление приносит новорожденному только вред. Крик ребенка не всегда вызывается голодом. Нередко ребенок беспокоен, много плачет потому, что его перекормили, неправильно запеленали и неудобно положили.

О насыщении ребенка можно судить по его спокойному поведению после кормления, а также по тому, насколько опорожнилась грудь.

Во время каждого кормления новорожденному нужно давать только одну грудь. Правильное чередование кормления то одной, то другой грудью способствует хорошему опорожнению их и процессу выработки молока (лактации грудных желез). Только с разрешения врача можно давать во время кормления и ту, и другую грудь. Прикладывать ребенка ко второй груди рекомендуется лишь тогда, когда молоко из одной груди полностью высосано. При кормлении грудью держат ребенка так, чтобы ему было легко дышать и сосать.

В первые дни после родов мать кормит ребенка, лежа в постели. Ребенок должен лежать так, чтобы рот его приходился против соска, а голова не была согнута вперед или запрокинута назад. Ребенка кладут на пеленку, постеленную поверх одеяла матери.

Когда матери разрешено вставать, она должна кормить ребенка сидя в таком положении, какое для нее наиболее удобно. При кормлении левой грудью мать слегка поворачивается на левый бок и поддерживает ребенка левой рукой так, чтобы голова его находилась на локтевом сгибе. Правой рукой она поддерживает грудь, причем три пальца находятся под грудью, а большим или указательным пальцем надавливает сверху у основания соска на грудь для того, чтобы нос у ребенка был открыт и он мог во время сосания свободно дышать.

Если ребенок прикладывается носом к груди, то во время сосания он заглатывает воздух, который растягивает желудок; ребенок начинает беспокоиться, кричать и перестает сосать. Необходимо в это время подержать ребенка вертикально, и тогда воздух будет свободно выходить через рот. После этого ребенка можно вновь приложить к груди, но уже правильно, и он начинает сосать спокойно и хорошо.

При кормлении правой грудью мать слегка повертывается на правый бок.

Прикладывать ребенка к груди нужно так, чтобы он равномерно захватывал обеими деснами сосок у основания и часть околососкового кружка, а не только кончик соска.

Когда ребенок хорошо сосет, мать не испытывает болезненных ощущений, а молоко хорошо выделяется из железы. Когда ребенок почему-либо плохо и вяло сосет и засыпает у груди, необходимо слегка потягивать сосок, не вынимая его изо рта. Это вызывает у ребенка сосательные движения, и он начинает сосать лучше и энергичнее. Если ребенок захватывает только кончик соска, то на соске легко образуются очень болезненные трещины.

При кормлении ребенка грудью иногда возникают различные затруднения, особенно у молодых матерей, в связи с неправильной формой сосков (плоские, маленькие, втянутые внутрь или расщепленные соски).

Ребенок в первые дни трудно приспосабливается к кормлению и плохо берет грудь. Мать должна быть терпеливой и, прикладывая ребенка к груди, стараться помочь ему захватить не только сосок, но и околососковый кружок. Форма соска постепенно изменяется, и кормление налаживается.

В некоторых случаях кормление затрудняют напряженные тугие грудные железы. Сцеживание молока перед кормлением облегчает сосание.

Наиболее серьезным препятствием при кормлении грудью являются трещины и ссадины сосков. В этих случаях разрешается кормить через накладку или временно сцеживать молоко для ребенка. Накладку надо кипятить и хранить в чистом стаканчике с крышкой. Рекомендуется готовить соски еще во время беременности по указанию врача.

Значительным осложнением при кормлении является заболевание грудницей — воспалением грудной железы (мастит).

Кормить при мастите можно только по указанию врача, строго выполняя все его назначения.

Запрещается кормление ребенка грудью при тяжелых заболеваниях матери, сильном истощении. Вопрос о кормлении ребенка грудью в таких случаях решает врач. При заболевании матери острой кишечной инфекцией прекращать кормление без совета врача ни в коем случае не следует. Уход за ребенком во избежание его заражения желательно поручить на время болезни матери другому лицу.

Правильный уход и соблюдение чистоты, тщательное мытье рук перед кормлением предохраняют ребенка от заболевания. При гриппе и ангине мать может кормить ребенка, но она должна тщательно прикрывать свой нос и рот марлевой салфеткой. Нужно помнить, что ряд лекарств переходит в молоко, поэтому они могут нанести ребенку значительный вред. Не следует принимать лекарства без разрешения врача.

Мать, кормящая ребенка грудью, должна пить несколько больше, чем обычно, но это не значит, что чем больше она будет пить, тем больше у нее будет молока. Чтобы у кормящей матери было больше молока, она должна вести правильный образ жизни: не переутомляться, достаточно спать, правильно питаться, обязательно гулять и соблюдать все правила кормления грудью.

Количество молока может уменьшиться под влиянием нарушения общего режима питания, вследствие заболевания, но совсем исчезнуть молоко не может.

Сосание — врожденный рефлекс ребенка. Отказ от груди — обычно признак заболевания ребенка.

Некоторые матери считают, что первые порции молока плохи (они бывают жидкие и синие), а потому сцеживают их и выливают. Этого делать нельзя.

Для нормального развития ребенка необходимы как первые, так и последующие порции.

Если ребенок во время кормления высасывает не все молоко, то остатки его целесообразно сцеживать до полного освобождения груди, это способствует достаточной выработке молока к следующему кормлению.

Сцеживать молоко нужно чистыми, хорошо вымытыми руками в чистую прокипячённую посуду.

Для сцеживания удобнее всего взять грудь ладонями и пальцами обеих рук. Большими пальцами поглаживают грудь по направлению к соску, слегка сдавливая сосок у основания, но не вытягивая его.

Сцеженное молоко иногда по назначению врача дают ребенку. Если же оно ребенку не нужно, его следует сдавать в детскую консультацию для других детей, лишенных грудного молока матери.

Грудное молоко является для ребенка не только необходимой пищей, но иногда и лучшим лекарством. Об этом необходимо помнить каждой матери и сдавать излишки своего молока в детскую консультацию.

Что может есть кормящая мать и чего ей нельзя употреблять в пищу?

Кормящая мать может есть обычную пищу, но обязательно надо включать в рацион овощи в вареном и сыром виде, ягоды, фрукты; при недостатке их пить отвар шиповника, иначе молоко будет неполноценным.

Иногда здоровые новорожденные дети в последующие дни жизни обильно срыгивают во время кормления или после него. Такое срыгивание не является признаком перекорма или заболевания ребенка. Это объясняется строением желудка ребенка, повышенной чувствительностью его к пище или заглатыванием воздуха во время кормления. Если ребенок срыгнул во время кормления, то ему следует дать отдохнуть 2—3 минуты и вновь приложить к груди.

Если ребенок упорно отказывается брать грудь, то насильно давать ее не следует.

В случае срыгивания после кормления следует осторожно сменить пеленку, положить ребенка на бок, сделать туалет лица, ушей, носа.

При частых, обильных и упорных срыгиваниях следует обратиться за советом к врачу.

Грудное молоко матери — самая лучшая, незаменимая пища для ребенка, поэтому переводить ребенка на докорм раньше времени (смешанное вскармливание) или совсем прекращать кормить грудью (искусственное вскармливание) без указания врача нельзя. Почти как правило это ведет к заболеванию ребенка.

При нарушении правил ухода недоношенные дети легко заболевают, им трудно бороться с инфекцией.

Необходимо охранять их от гриппа и других заболеваний. Грипп у новорожденных протекает очень тяжело и вызывает различные осложнения (воспаление легких, заболевания ушей и др.).

При соблюдении всех правил ухода за новорожденными недоношенными детьми они выживают и в дальнейшем догоняют в весе и росте доношенных детей и ничем от них не отличаются.

Недоношенные дети очень легко и быстро охлаждаются, поэтому нужно следить, чтобы температура в комнате равнялась 22°. Подмывание, пеленание, туалет ребенка нужно проводить под лучами обогревательной лампы с рефлектором. Пеленать их рекомендуют в теплые, согретые пеленки. К ногам и по бокам кладут грелки с горячей водой (60°), завернув их в пеленку или надев на них чехол-мешок. Грелку надо тщательно проверить — не течет ли она. По мере остывания поочередно меняют по одной грелке. Пеленать ребенка нужно свободно.

В кроватке ребенок лежит в наклонном положении, голова и туловище его слегка приподняты.

Кормление ребенка затруднительно, иногда занимает много времени, так как он плохо и вяло сосет. Необходимо проявлять при этом терпение и большое внимание.

Недоношенный ребенок много спит, как бы не чувствует голода. Кормить его следует через 2 часа или по указаниям врача. Долго кормить грудью, если ребенок слабо сосет, не следует: это его утомляет. Необходимо сцедить молоко и докормить ребенка сцеженным молоком.

Если недоношенный ребенок не берет грудь, кормить его следует сцеженным молоком через маленькую соску, с ложечки, из пипетки или в крайнем случае (по указанию врача) через нос.

Применяя тот или иной способ кормления, нужно недоношенному ребенку дать полную норму назначенного грудного молока. Необходимо тщательно выполнять все указания врача по уходу за ребенком.

В Советском Союзе дети окружены всеобщим вниманием, любовью и заботой партии и правительства. Открыта огромная сеть различных специальных лечебно-профилактических детских учреждений. Все поставлено на службу нашим детям. Консультации помогают матери вырастить здоровых детей, поэтому следует выполнять все советы и указания врача, лечащего ребенка. Одновременно ребенка посещает патронажная сестра на дому, интересуется всеми мелочами его быта и помогает матери практическими советами, как лучше организовать жизнь ребенка.

Таким образом, устанавливается тесная связь между матерью, врачом и патронажной сестрой детской консультации для полного и всестороннего обслуживания ребенка, чтобы он вырос крепким и здоровым.

Источник: http://www.detskiysad.ru/gigiena/kurs07.html

Ссылка на основную публикацию