Театральные игры дошкольном возрасте

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Статья на тему:

Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально — театрализованных игр. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия но отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.

Наблюдение за театрализованной деятельностью детей показало несоответствия уровня развития театрализованной игры их возрастным возможностям и вживило трудности у взрослых по руководству театрализованными играми, поэтому целью моей работы стало создание условий для развития театрализованной деятельности.

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Основой театрального занятия является театрализованная игра.

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/14/teatralizovannye-igry-v-doshkolnom-vozraste

Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста

Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста

Широкие возможности в ДО имеют игры- драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребенка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения. Театрализованные игры хорошо использовать в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми,в предупреждении и преодолении у ребенка у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.

Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и одинаковых ролях.

Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе, даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.

После того как ребёнок смог преодолеть себя и выйти на сцену, он как бы попадает под влияние большинства детей, которым весело и радостно, и заряжается их настроением.

Содержание театрализованной деятельности может быть расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею. Отдельные дети, которые в среднем дошкольном возрасте категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляют большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора роли.

Очевидно, что именно в театрализованной деятельности, у ребенка появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются разные виды кукольных театров. Действуя за сценой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя. Вместе с тем нужно помнить, что не все виды кукольных театров могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, например, длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психофизических видов театра.

В ДО в своем кукольном театре нужно использовать пластичность и условность образов кукол.

Внешний облик куклы не меняется на протяжении всего действия: смеётся она или сердится, спешит или никуда не торопится -лицо её остаётся неизменным. Поэтому в спектаклях для дошкольников нужно отказываться от кукол с карикатурными формами; тогда дети из наблюдателей превращаются в активных участников представления. Характер куклы во сей глубине может быть выражен прежде всего через цвет одежды. Так, например, желто- золотое одеяние короля с пурпурной мантией излучает достоинство, а красно- фиолетовое платье старой мудрой женщины вызывает благоговение. Злые образы никогда не окружаются нежными светлыми тонами, для них используются приглушенные темные тона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Строительно конструктивные игры и мелкая моторика

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, добавления различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создать любой образ по своему усмотрению.

Мы предоставляем детям возможность при создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не только воспитатель, а каждый конкретный ребенок. Очевидно, что при таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом. В будущем не каждый ребёнок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. Поэтому, осуществляя работу с детьми, мы не должны ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Нужно включать в работу такие формы, которые в первую очередь доставляли бы их общему и художественному развитию. При этом мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

Для одних спектаклей дети могут все сделать сами: придумать содержание,определить для себя роль, на основе собственных представлений изготовить куклу или сделать себе костюм. В других спектаклях они могут выступать только в роли костюмеров и исполнителей. В третьих- быть просто зрителями. Так, например, мы считаем, что для развития дошкольников очень важно познакомить их с театром теней. Но при этом дети вначале должны выступать в роли зрителей, с чем это связано? Театр теней справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет никаких рассеивающих внимание впечатлений, а есть только движения и впечатлений, а есть только движения и форма. Именно поэтому он доступен детям и хорошо им воспринимается. Четкость силуэта не требует от детей напряжения при усвоении, поскольку отсутствует рельеф и раскраска, и внимание ребенка- зрителя не разбрасывается на множественные и разнородные признаки предмета, а может быть сосредоточена лишь на форме. Это облегчает усвоение предмета и доставляет маленьким детям удовольствие от быстрого узнавания его. Надо только, чтобы силуэты были сделаны выразительно, без мелких подробностей и живо в смысле движения. Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображение, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений. И дети, готовы к этому. Восприятие художественных произведений дошкольниками характеризуется непосредственным эмоциональным сопереживанием и содействием.

Через любимую деятельность детей-игру-в семье и в саду нужно поддерживать интерес к театрализованной деятельности. Воспитатель в ДО, учитывая их индивидуальные особенности, развивает у ребенка способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене. Родителям нужно предлагать ребенку в домашних условиях порадовать своих окружающих своими достижениями исполнив понравившуюся ему роль. Постановка в домашних условиях спектаклей дело увлекательное, интересное, но не простое. Здесь нужно воспитателю помочь родителям в подготовке спектакля на всех этапах.

Итак, театрализованные игры-один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы.

В процессе театрализованных игр расширяется и углубляется социализация детей.

Развивается психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.

Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, кинестетического.

Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера.

Происходит коррекция поведения.

Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Большая стирка» с детьми среднего дошкольного возраста» I. Задачи руководства • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и.

Игры с пальчиками и методика их проведения с детьми раннего и дошкольного возраста Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста» Целью прогулки является укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О. П. Радынова Театр – это волшебный мир, в котором ребенок.

Сценарий проведения военно-спортивной игры «Зарница» с детьми старшего дошкольного возраста Цель игры: — создать радостную, торжественную атмосферу праздника; — повышать тренированность организма. — содействовать развитию общей.

Статья: Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Статья Автор: Васильева Галина Константиновна Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Игра – самая любимая и естественная.

Театрализованные игры для дошкольников Театрализованная деятельность в детском саду направлена на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте. В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова. Развитие связной речи является.

Театрализованные игры как средство социализации детей дошкольного возраста. Вы замечали, что при слове театр у человека светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются вдаль? Не правда ли, есть что-то волшебное в.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanye-igry-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

Характеристика театрализованных игр детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах

И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Описание игр для детей дошкольного возраста

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.

Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;

— раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Н.А. Реуцкая в пособии «Игра дошкольника» также пишет о том, что театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театрализованная игра, по словам О. Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи.

И.В. Штанько отмечает, что особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу, т.к. театрализованные игры являются мощным инструментом развития коммуникативных навыков, познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием. Дети учатся коллективно работать над замыслом будущего представления, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление декораций, работа над ролью и т.п.) и координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

В сфере познавательного развития:

— развитие разносторонних представлений о действительности

— наблюдение за явлениями природы, поведением животных

— обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

— развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального развития:

— формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

— воспитание культуры познания взрослых и детей

— воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

В сфере речевого развития:

— содействие развитию монологической и диалогической речи

— обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов

— овладение выразительными средствами общения

В сфере эстетического развития:

— приобщение к высокохудожественной литературе

— развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

— приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

— создание выразительного художественного образа

— развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

— организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

— обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

В сфере развития движений:

— согласование действий и сопровождающей их речи

— развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

— поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Взаимосвязь и отличие театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Губанова и др. отмечают тесную связь театрализованных игр с сюжетными играми, важное значение в возникновении первых имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но детей больше увлекает сам сюжет, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Театрализованной игре также сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Н.Ф.Губанова, анализируя исследования развития игры дошкольников, выделяет близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры на основе их структурных компонентов, данные могут быть представлены в таблице.

И.В. Штанько также отмечает, что театрализованная игра как вид игровой деятельности структурно представлена теми же компонентами, что и любой другой вид игровой деятельности: сюжет, роль, игровые действия, атрибуты и их игровое использование, отношения и взаимодействия между играющими. Но в театрализованной игре игровое действие или игровой атрибут (костюм, кукла) являются определяющими и помогают ребенку принять на себя роль. Игровое действие здесь носит разнообразный характер, так как ребенок может выступать в роли «драматического актера», «актера кукольного театра», исполняющего последовательно роль каждого персонажа, и в роли «режиссера», управляющего всем сюжетом. Также отличительной особенностью театрализованной игры является наличие зрителей – детей, воспитателей, родителей.

Анализируя исследования Д.Б. Эльконина, авторы книги «Художественное творчество и ребенок» отмечают, что отличительная черта театрализованных игр в том, что передавать характер персонажа можно с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и т.д.). Использование этих средств требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа.

Л.В. Артемова отличительной особенностью театрализованных игр, в частности игр-драматизаций, считает, что, участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец. В отличие, от сюжетно-ролевых, подчеркивает автор, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа, здесь готовый сюжет ведет за собой игру.

Виды театрализованных игр, их место в системе работы детского сада.

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой — это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.

Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры детей 7 лет девочкам

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам (Е.Л.Трусова).

Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

— театр живой куклы

— инсценирование песен, сказок

— инсценирование небольших литературных текстов

— спектакль на хореографической основе

4) театрализованное действие:

Создание специальных уголков, наличие атрибутов, подготовительная работа и др. как необходимые условия для становления и развития данного вида игр

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов (Н.В. Микляева).

В уголке располагаются (В.А. Деркунская):

— различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);

— реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

— атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкаль-ных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Для детей более старшего возраста — издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и другими игровыми формами.

Усложнение содержания театрализованных игр в дошкольном возрасте.

Младшая группа. Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны; от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси).

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности).

Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Для лучшего понимания литературного произведения Д. В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок».

Программа «Из детства в отрочество» рекомендует в подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, задания на напряжение и расслабление.

Источник: http://studopedia.ru/11_51242_harakteristika-teatralizovannih-igr-detey-doshkolnogo-vozrasta-ih-vidi-i-usloviya-razvitiya-na-raznih-vozrastnih-etapah.html

Ссылка на основную публикацию