Содержание игры младшем дошкольном возрасте

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка»

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель первой категории: Шумкова О. В.

Цель: формирование ролевого поведения.

• Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.

• Помогать играть рядом, не мешая друг другу.

• Развивать умение играть вместе со сверстниками.

• Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

• Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

• Подводить детей к пониманию роли в игре.

• Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В Программе от рождения до школы / под редакцией М. Васильевой определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.

Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности: Первая младшая группа (с двух до трех лет).

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3-6 минут). Чем же обусловлен переход от сюжетно— отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре- общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно— отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

Начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно— ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий:

Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

Накопление предметных игровых действий;

Наличием разных игрушек;

Частотой общения с взрослыми;

Развитием самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.

Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух- трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия – вытирание и причесывание.

Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом, (мама, врач, шофер, и др., но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и на конец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует – на человека. Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно – ролевыми.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова покормили и снова уложим спать. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.

Особенности игры детей младшего возраста:

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль

(Я – это Я и Я- зайчик или шофер).

Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

У мамы – набор предметов быта.

У врача – медицинские инструменты, лекарство.

У шофера – транспортное средство.

Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

Система работы воспитателя по развитию сюжетно – ролевых игр детей 2 -3 года жизни.

Основной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», — в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами:

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие:

«Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

Таким образом,воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли в игре, формирует начальные навыки ролевого поведения, учит связывать сюжет и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем, а не с игрушкой (игрушка – немой партнер, она не может подсказать ребенку новых игровых действии). В дидактической игре с куклой дети обучаются разным игровым действиям и переносят их в самостоятельную игру.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры для детей из подручных материалов

Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т. е. обозначить его словом: «Ты шофер», «Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

Оценка в игре всегда положительная: «Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый; какой вкусный суп сварили молодцы!».

В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные в соответствии с этой ролью. У младших дошкольников идет овладевание функциями предметов, поэтому надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем предметов – заместителей.

В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т. к. нет игрового взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом, который попадает в его поле зрения.

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр, развития сенсорики и мелкой моторики).

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, — это большая творческая задача воспитателя.

Учитывая все выше изложенные рекомендации, я постаралась в своей группе создать необходимые условия для развития игр детей, я хорошо понимаю, что игра – одно из главных средств воспитания детей дошкольного возраста. Обязанность работников детского сада создать наиболее благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.

В игровой комнате я поставили мебель так, чтобы свободного, открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты различных сюжетных игр расположила в развернутом виде т. е. в зоне доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую обстановку, у нас в группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный строитель. Дети вместе с воспитателем в зависимости от сюжета, пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т. д.). Также у детей в свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами могли создавать недостающие атрибуты для своих игр. Мальчики любят играть с кубиками и машинками, им очень нравится кататься на велосипедах, а девочки в свою очередь по своему пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы (разные, машины (специализированные, большие и маленькие, кухонная посуда и различная бытовая техника, (спальная, кухня и т. д., игрушки- животные. Все это находится в свободном для детей доступе.

Система формирования игровых навыков предполагала постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета. При развитии сюжета, конкретных игр и игровых ситуаций использовали такие приемы обучения как: рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей.

Наблюдая за играми своих детей я убедилась, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин, до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2 слайд Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Сорокина Наталия Николаевна,.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени.

Особенности применения элементов логоритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста В последнее время всё более заметным становится рост отклонений в развитии речи у детей, что приводит к задержке речевого развития у до-школьников.

Перспективный план сюжетно ролевых игр в подготовительной группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТНО РОЛЕВЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Шампарова Любовь Ивановна КБР г. Нарткала МКДОО.

Сюжетно-игровое занятие для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Мы идем в цирк» Сюжетно-игровое занятие для младшего и среднего дошкольного возраста «Мы идем в цирк» Задачи: -упражнять в подбрасывании мяча вверх и ловле.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-syuzhetno-rolevyh-igr-v-grupe-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Родительское собрание «Игра в младшем дошкольном возрасте»

Родительское собрание «Игра в младшем дошкольном возрасте»

«Игра в младшем дошкольном возрасте»

Цель: формирование единого подхода к воспитанию и обучению детей в детском саду и семье; осуществление педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста.

1 Значение игры в младшем дошкольном возрасте:

-возможности игры в развитии психических и личностных качеств

-показать родителям, какие игры и игрушки необходимы младшим

дошкольникам, требования к игрушкам.

2 Игры и игровые упражнения, способствующие развитию детей младшего

-познакомить родителей с некоторыми играми и игровыми упражнениями;

-научить родителей играть с детьми, способствовать эмоциональному

сближению детей и родителей и эмоциональному раскрепощению детей.

1 Качественные преобразования, которые претерпевает ребёнок за первые четыре года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от рождения до зрелого возраста, относят её к 3 годам.

В возрасте 2-4 лет у ребёнка активно развивается восприятие. Этот процесс идёт под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

Восприятие ребёнка тесно связанно с выполняемыми предметными действиями. Малыш может определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или иного, необходимого ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребёнка может оказаться весьма расплывчатым, неточным.

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребёнок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомиться со свойствами предметов.

Ребёнок познаёт мир, окружающий его, и до некоторого предела участвует в практической жизни.

В раннем возрасте возникает игра, которая в период дошкольного детства становиться ведущей деятельностью. В игре ребёнок начинает узнавать реальный мир, отношения между людьми. Игра— это своеобразный способ усвоения общественного опыта.

Детям 2-4 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Его внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми.

Ребёнок не может обучаться как взрослый. Чтобы успешно овладеть знаниями, он должен захотеть познавать. Для этого есть несколько способов:

-предложить ребёнку привлекательную позицию, роль;

-сделать материал, подлежащий усвоению, интересным для ребёнка (новые игрушки, новые правила поведения и действия, необычный сюжет).

В игре дети не только обучаются, но и развиваются.

Воображение ребёнка возникает в игре, и на первых порах оно неотделимо от восприятия предмета. Формируясь в игре, оно переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисунках и сочинении сказок.

Какие же игры и игрушки необходимы ребёнку?

Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребёнка важна атрибутика (предметы, игрушки).

Для всех игр нужны игрушки. Какая игра такие и игрушки. Ребёнку нужны все виды игрушек: сюжетно-образные (куклы, фигурки людей и животных); предметы игрового обихода (кукольная мебель, посуда и др.); театральные игрушки; празднично-каравальные игрушки (маски, костюмы и т. п.); технические игрушки (машинки, заводные игрушки и т. п.).

Дидактические игрушки (пирамидки, матрёшки и т. п., игровые наборы (настольно-печатные, в том числе с правилами, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки (складные картинки, пазлы, музыкальные игрушки, строительные игрушки, игры-забавы (заводные и инерционные игрушки).

В этот период, от2-4 лет, ребёнку нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы, которые вместо игрушек могут заменить любые реальные предметы. Это могут быть как мелкие, так и крупные предметы. Они нужны детям и дома и на прогулке. Эти предметы могут быть в игре всем: от градусника (палочка, до парохода или поезда (диван).

Игрушки нужно покупать ребёнку доступные его возрасту с расчётом некоторого опережения- для того, чтобы в игре перед ребёнком всегда оказалась бы «зона ближайшего развития».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Детские логические игры детей 6 лет

Для хорошей игры нужно место. Родители должны прежде всего заботиться, чтобы игры происходили в безопасной обстановке и комфортных для ребёнка условиях: должно быть просторно, уютно, чисто. Комфортная обстановка для игры воспитывает у ребёнка самоуважение, чувство собственного достоинства, благодаря уважительному отношению к его игре- главному детскому делу.

Правильно выбранные игры помогут преодолеть отклонения в поведении ребёнка:

-если ребёнок расторможен, беспокоен, ему будут полезны игры по правилам, где двигательная активность контролируется сюжетом, ролью:

-если ребёнок тревожен, следует подобрать игру, где он смог бы проявить себя, это поднимет его самооценку, уверенность в своих силах, следует отмечать успехи, достижения ребёнка.

Важно воспитывать уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, решение.

Каждая игра— общение ребёнка со взрослым, сверстниками, это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху и стойко переносить неудачи. В каждую игру можно играть и с 1 малышом и с несколькими. А лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите малышу, станет и вашей радостью, а проводимые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

2 Существует много игр и игрушек для детей младшего дошкольного возраста: часть из них Вы можете увидеть здесь, какие-то приобрели своему малышу для игр дома. Я же хочу остановиться на играх, в которые вы можете поиграть со своим ребёнком в очереди в поликлинику, в транспорте и дома, для этих игр не обязательно наличие игрушек.

Для начала остановимся на играх для развития речи ребёнка.

Речь малыша будет лучше развиваться, если Вы будете развивать мелкую моторику. Этому способствуют разнообразные мозаики, расстёгивание и застёгивание пуговичек, шнурочки, и т. п.

Существует много игр на развитие мелкой моторики. Часть из них- пальчиковые игры. Это «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Идёт коза рогатая», «Ладушки» и др.

В этих играх ребёнок произносит стихотворный текст и выполняет какие-либо действия, ему необходимо запомнить текст потешки (развивается не только речь ребёнка, но и память, кроме того, необходимо выполнить определённые действия, которые обусловлены текстом. Ну например, давайте вспомним потешку «Сорока-ворона». Следующая игра «Узнай по звуку».

Эта игра развивает слуховое внимание и фразовую речь ребёнка. Для этой игры можно использовать различные игрушки и предметы, которые могут производить характерные звуки (рвать, стучать и т. д., можно топать и хлопать.

Правила: ребёнок отворачивается, взрослый производит шум, а малыш отгадывает, что или какой предмет звучит.

У меня здесь есть несколько предметов. Давайте попробуем, сможете ли Вы отгадать, какой предмет зазвучит. Закрывайте глаза.

Для развития чёткого звукопроизношения подойдёт другой вариант этой игры, в котором необходимо произносить звукоподражания животным и птицам, звучащим предметам.

Во время игрового упражнения ребёнок, изображая, какие звуки произносят животные и птицы, различные предметы, учиться регулировать высоту, скорость, тембр своего голоса, владеть своим голосом. Задача малыша- как можно точнее произнести звук, изменяя его высоту. Он может изобразить величину предмета (большие или маленькие часы) или возраст животного (котёнок или кошка).

Давайте поиграем (педагог произносит несколько звуков, задача родителей угадать, что было задумано).

В очереди в поликлинике модно поиграть в «Догонялки».

В этой игре не надо бегать, но она прекрасно развивает воображение, фантазию ребёнка. У мамы в сумке всегда есть вещи, пригодные для этой игры. Можно взять ключи: один- кошка, другой- мышка. Определяется игровое пространство: окно, сумка, мамины колени.

Эта игра прекрасно развивает внимание и память ребёнка.

У мамы в сумке есть много разнообразных предметов, пригодных для игры. Нам нужно 4-5 предметов.

(Демонстрируются 5 предметов).

Посмотрите внимательно, запомнили? А теперь, закрывайте глаза.

(Убираются 1-2 предмета).

Открывайте глаза и посмотрите, изменилось ли что-нибудь?

Когда будете играть в эту игру со своим малышом, не забывайте давать ему чёткие установки: «Посмотри внимательно», или «Чего не хватает?». Для того чтобы немного усложнить задачу, предметы можно менять местами.

Поиграем в другую игру «Сравни предметы».

Эта игра учит сравнивать предметы, обобщать и анализировать, развивает внимание ребёнка и логическое мышление.

Сравнивать можно что угодно, например стол и стул. Найдите у них общие черты и отличие друг от друга.

Для игры со своими малышами Вы можете взять похожие предметы, например мяч и шар.

«Угадай, что загадали».

Эта игра развивает внимание и помогает ребёнку лучше ориентироваться в пространстве.

Попробуем? Я загадала предмет, который находиться на полке, расположенной на стене между окнами. Что это? Отгадали, молодцы! Играя со своим малышом, не забывайте, что он ещё маленький и не всегда понимает, чего от него хотят взрослые. Поэтому ваше описание места, где находиться предмет, должно быть как можно проще (чтобы он понял, о чем идёт речь, и что ему надо найти). Для начала предмет может находиться около ребёнка.

В следующей игре дети знакомятся со словами-антонимами. Это игра «Покажи по разному».

Здесь можно предложить детям найти противоположности в реальных объектах: дом- высокий, а забор- низкий, и т. п. в игре можно использовать следующие пары слов (я буду их называть, а Вы, пожалуйста, покажите, как бы Вы со своим малышом их изобразили, чтобы он лучше их запомнил и понял):

-темно- светло и т. п.

Кроме того, с малышом можно разыграть ваши семейные события и придуманные истории. И не забывайте хвалить его, даже за самое небольшое достижение.

Позволяйте ребёнку свободно выражать свои чувства, не одёргивайте его, не пытайтесь читать мораль, а наоборот, эмоционально сближайтесь с ним. Для игры важна практика. Играйте с детьми чаще, приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения. Общаясь с ним на понятном ему языке, Вы учитесь понимать его, сочувствовать и сопереживать. А ваш малыш, в свою очередь, начинает лучше понимать вас.

Перспективное планирование работы с родителями на год Сентябрь 1. Родительское собрание «Адаптация детей в детском саду». 2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей. 3. Оформление.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-igra-v-mladshem-doshkolnom-vozraste.html

Статья (младшая группа) по теме:

Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности

Предварительный просмотр:

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В Программе от рождения до школы / под редакцией М.Васильевой определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. В соответствии с содержанием программы воспитатель помогает детям овладевать необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых и других игр, а также игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями.

Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности : Первая младшая группа (с двух до трех лет ).

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3- 6 минут ). Чем же обусловлен переход от сюжетно- отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре- общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом? Следует отметить, что в сюжетно- отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

Начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно- ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий:

Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

Накопление предметных игровых действий;

Наличием разных игрушек;

Частотой общения с взрослыми;

Развитием самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.

Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух- трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: или как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2- 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия – вытирание и причесывание.

Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде : ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом, (мама, врач, шофер, и др.), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и на конец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует – на человека. Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно – ролевыми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры для 2 месячного ребенка

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. А.П.Усова отмечала, что содержание игр отрывочное, нелогическое.

Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова покормили и снова уложим спать. Такие игры А. П.Усова охарактеризовала как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.

Особенности игры детей младшего возраста:

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль

(Я – это Я и Я- зайчик или шофер…).

Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

У мамы – набор предметов быта.

У врача – медицинские инструменты, лекарство.

У шофера – транспортное средство.

Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы…), а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т.п.

6. Система работы воспитателя по развитию сюжетно – ролевых игр детей 2 -3 года жизни.

Основной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», — в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами:

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет».Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие:

«Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

Таким образом ,воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли в игре, формирует начальные навыки ролевого поведения, учит связывать сюжет и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем, а не с игрушкой (игрушка – немой партнер, она не может подсказать ребенку новых игровых действии). В дидактической игре с куклой дети обучаются разным игровым действиям и переносят их в самостоятельную игру.

Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т.е. обозначить его словом: «Ты шофер», «Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

Оценка в игре всегда положительная: «Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый; какой вкусный суп сварили молодцы!».

В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные в соответствии с этой ролью. У младших дошкольников идет овладевание функциями предметов, поэтому надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем предметов – заместителей.

В группе на период игрового бодрствования детей разворачиваются не игровые уголки, а игровые места по всей площади группы т.к. нет игрового взаимодействия и ребенок способен короткое время играть тем предметом, который попадает в его поле зрения.

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться на уровне роста ребенка, быть доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр, развития сенсорики и мелкой моторики).

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, — это большая творческая задача воспитателя.

Учитывая все выше изложенные рекомендации, мы постарались в своей 1 младшей группе ДОУ № 45 Фрунзенского района создать необходимые условия для развития игр детей, мы хорошо понимаем, что игра – одно из главных средств воспитания детей дошкольного возраста. Обязанность работников детского сада создать наиболее благоприятные условия для игр детей, создать обстановку, в которой каждый ребенок может полностью удовлетворить свою потребность в игре.

В игровой комнате мы поставили мебель так, чтобы свободного, открытого пространства было как можно больше. Все атрибуты различных сюжетных игр расположили в развернутом виде т.е. в зоне доступности ребенка. Для того чтобы дети могли сами создавать игровую обстановку, у нас в группе имеется крупный и мелкий напольный и настольный строитель. Дети вместе с воспитателем в зависимости от сюжета, пытаются строить из него любую, нужную для реализации замысла постройку (дом, заборчик для зверят, гараж и т.д.). Также у детей в свободном доступе находится бросовый материал, для того, чтобы дети сами могли создавать недостающие атрибуты для своих игр, (см. приложение №1).

Мальчики любят играть с кубиками и машинками, им очень нравится кататься на велосипедах, а девочки в свою очередь по своему пытаются разыгрывать различные ситуации с пупсами, куклами, очень любят катать различные игрушки в колясках, представляя себя мамами.

Игрушки в группе и предметы заместители подобраны в соответствии с возрастом детей и гигиеническими требованиями. Куклы (разные), машины (специализированные, большие и маленькие), кухонная посуда и различная бытовая техника, (спальная, кухня и т.д.), игрушки- животные. Все это находится в свободном для детей доступе.

Игровую деятельность детей целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С этой целью мы спланировали примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений, (см. приложение №2).

Система формирования игровых навыков предполагала постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета. При развитии сюжета, конкретных игр и игровых ситуаций использовали такие приемы обучения как: рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей, (см. приложение №3).

Наблюдая за играми своих детей мы убедились, что педагог в первую очередь должен обучить взаимодействию в игре и организации совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий, (через прокатывание мячей, тележек, машин), до взаимодействия в рамках общего сюжета, (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить обед для кукол, накрывать на стол). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, это способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/28/osobennosti-syuzhetno-rolevykh-igr-detey-mladshego-doshkolnogo

Ссылка на основную публикацию