Русско народные игры для детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Вспомним детство: русские народные игрища для деток

Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях. На Масленицу, на Рождество, на Пасху, на великие христианские и не только праздники всегда было принято интересно и весело проводить время. В народные игры играют и в детских садах, и в школах, да везде где угодно.

Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. Поговорить о русских народных играх будет полезно.

Забавные игры из народа

Активные игры, наиболее популярные среди маленьких, шустрых ребятишек следующие:

  1. Удар по веревке. Чтобы играть в эту игру, надо приготовить веревку и связать ее в кольцо. Все действующие лица игры берутся за веревку. Один игрок должен встать в центр кольца из веревки, он водит. Суть игры состоит в том, что игрок, который водит, должен «засалить» кого-то из стоящих и держащихся за веревку ребят. Ребята не должны браться за веревку обеими руками, и как только участник, который водит, коснется руки кого-то из них, то вода меняется.
  2. Игра Крупный мяч. В этой игре дети должны встать кругом, взяться за руки и выбрать одного воду. Водящий, как и в предыдущей игре, встает в центр. Играть очень интересно, суть в том, что в середине у водящего есть мячик и его цель выгнать мячик за круг. Проигрывает, а вернее заменяет того, кто водит, игрок пропустивший мяч. Руками мяч не задевается.
  3. Игра для открытого пространства — Зайки. Участники между собой выбирают одного охотника, сами становятся зайцами. Прыгают на двух ногах и стараются убежать от охотника. Суть забавы в том, чтобы догнать самого нешустрого зайчонка, засалить его и поменяться ролями.
  4. Забава для детей дошкольного возраста. Из всех ребятишек выбирается один, и именуется он медвежонком. На месте развлечения надо начертить 2 окружности. 1 — это дом для медвежонка, а 2 — это домик для всех прочих участников игры. Забава стартует, и ребятишки выбираются из своего домика с песней, слова которой такие: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того как малыши спели, мишка бежит с рыком из своего дома и пытается поймать ребят. Тот, кого схватил мишка, становится водой.
  5. Жмурки. Это одна из самых популярных подвижных игр. Местом для игры может служить просторное помещение или открытое пространство. Дети любят игру, так как она очень проста. Из ребят выбирается тот, кто водит, и ему завязываются глаза шарфом. По сигналу ребята бегут кто куда, а вода ходит с завязанными глазами и пытается найти участника. А участники во время его поисков хлопают в ладоши, дают подсказку. Тот, кого поймает «жмурка», его заменяет.

Детские забавы на рождество

Создать незабываемое веселье на празднике не только для ребенка, но и для себя в рождество помогут игры. В давние времена люди много играли, так как не было прочих развлечений, телефонов, компьютеров, развлекательных центров. Люди собирались на улице и веселились от души. Нельзя не вспомнить некоторые из игр, в которые играли на рождество:

  1. Примерзли. В игру смогут играть как ребятишки, так и их родители. Смысл забавы простой. На листках бумаги надо написать названия частей тела. Далее все листки надо положить в красивый мешок. После того как все подготовлено, участники по очереди начинают доставать из мешка по 1 листку и примерзать друг к другу указанными на листке частями тела. Это очень весело и интересно.
  2. Меткий метатель. Игровая для этой забавы не подойдет, только улица, открытое пространство. Играют 2 команды. На расстоянии от одной и другой команды напротив устанавливаются 2 ведерка. Суть в том, что на скорость надо лепить снежки и пытаться закинуть их в ведро. Игра по времени. Как только время кончится, подсчитываются снежки в ведре. Побеждает та команда, у которой, больше снежков в ведре. Очень веселая игра на рождество.
  3. Гадания на брелоках. Для этой игры на рождество потребуется предварительно купить брелоки с разными картинками: с машинами, животными, игрушками, цветами и т. д. Все брелочки складываются в один мешок, и каждый, кто участвует, начинает вынимать по одному сувениру. Если участник вытягивает сувенир с изображением, к примеру, денежной купюры, то это расценивается как то, что в этом году он обогатится, если вытаскивается брелок с изображением машины, то, соответственно, участник обзаведется личным авто. Очень интересная игра, которая оставит еще и по памятному сувениру для каждого участника.

Малоподвижные детские игры

Перед сном лучшим вариантом станут малоподвижные детские игры. Самые популярные малоподвижные и спокойные игры следующие:

  1. Повторяй-ка. Взрослый становится в круг маленьких участников и начинает показывать им движения, которые ребятишки должны повторить как можно точнее. Причем заранее обговаривается такой момент, что пара движений подменяются другими, к примеру, когда ведущий дотрагивается до носа, ребята хлопают в ладоши. Тот, кто делает ошибку — выбывает. Благодаря играм, которые малоподвижные, ребятишки не будут возбуждаться перед сном, и их отдых будет полноценным.
  2. Тик Так. Перед сном можно поиграть и в эту замечательную забаву. Участвуют 2 команды. Хорошо, если у воды будет свистулька, но если нет, то хлопок руками будет альтернативой. Участники заранее договариваются, что если, к примеру, хлопок или свисток 1 раз, то одна из команд кричит «Тик», если 2 хлопка, свистка, то вторая команда кричит «Так». В самом начале игры ведущий, чтобы запутать игроков дает сигналы правильно, но спустя немного времени, он дает один и тот же сигнал подряд, начинается неразбериха, забавная суматоха. Определить победителя помогает подсчет ошибок, которые совершили команды.
  3. 3 движения. Ведущий показывает детям 3 движения, и они репетируют, повторяют, запоминают их. Движения не должны быть очень сложными, к примеру, вытянуть руки вверх, согнуть в локтях, раздвинуть в стороны. Все движения должны иметь свой номер от 1 до 3. Суть забавы в том, что вода говорит номер движения, а участники повторяют, кто ошибается — проиграл. Малоподвижными, тихими играми хорошо заниматься в детском саду перед сном или дома в вечернее время.

Русские народные, национальные игры

Национальные игры России живут многие столетия и дошли до наших дней. Народные забавы передают весь национальный колорит русского народа. Самые старинные игры, в которые играют до сих пор, являются следующие:

  1. Салки. Суть игры проста. Надо выбрать одного водящего, который и будет гоняться за участниками, и пытаться салить их. Осалив одного из участников, он перестает быть водой, участники меняются ролями. Есть один нюанс. Игрок, которого осалили, встает с поднятыми руками и кричит: «Чай чай выручай!». Остальные игроки могут его спасти, дотронувшись до его руки.
  2. Прятки. Нет, наверное, ни ребенка, ни взрослого, который бы не знал об этой игре. Суть игры опять же простая. Один водит, другие прячутся. Вода становится с закрытыми глазами и считает до 50. В это время участники хорошо прячутся. После того как вода досчитал, он идет искать ребят. Цель участников незаметно прокрасться и осалить место, где вода считал.
  3. Казаки-разбойники. Играют 2 команды. Одни казаки, другие, соответственно, разбойники. Казаки имеют свой штаб, где находится охранник. Он должен сторожить пленных разбойников. Начинается игра тем, что разбойники разбегаются и прячутся, а казаки в это время сидят в штабе. Разбойники, убегая должны ставить стрелки, по которым и будет вестись их поиск. Внимание! Следы могут быть и обманные. Концом игры считается момент, когда все разбойники пойманы.

Народные забавы на Масленицу

С давних времен Масленица широко отмечалась на Руси, устраивались народные гуляния. Игры назывались забавами, и люди, что стар, что млад, с удовольствием принимали в них участие.

Вот некоторые из масленичных забав:

  1. Борьба мешками. Для этой забавы надо огородить территорию. Участвуют 2 участника. Важно, что одна рука у борцов все время должна быть на пояснице, бороться можно только одной рукой. Побеждает тот, кто первым выбьет мешок из рук противника.
  2. Ледяной столб. В масленицу ставили столб из дерева и обливали его водой. На заледеневший столб на разном расстоянии прикреплялись подарки. И участники старались залезть на столб за подарком, что, кстати, было не так просто. В наше время столб уже водой не обливается. Сегодня на самую макушку столба крепятся подарки, и люди стараются их снять, задача непростая, побеждает самый упорный участник.
  3. Перетягивание каната. В игре участвуют 2 команды. Это традиционная забава на Масленицу.
  4. Снежный тир. Заранее делается мишень. Участникам предлагается ведро со снежками. Выигрывает тот, кто точнее метнет снежок.

Источник: http://tutmama.ru/igry/russkie-narodnye-dlya-detej.html

Русские народные игры для детей начальных классов. Подвижные русские народные игры

Русский народ выдумал множество игр и забав для взрослых и детей. Со временем эти игры, как другие виды народного творчества, забывается. Особенно в советское время многие игры были забыты: репрессии, урбанизация, война — все это помешало передавать накопленные веками традиции следующим поколениям. В этой статье автор делится правилами малоизвестных русских народных игр. В эти игры можно играть как на уроках физической культуры, так и в группах ДОУ, и в продленке во время прогулок.

Правила русских народных игр

Верба – вербочка

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

Солнышко-ведерышко

Гори солнце ярче, летом будет жарче.

А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

Пчелки и ласточки

Игры на Благовещение

Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.

Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала.

— Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.

— Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.

— Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.

— Завьете венки зеленые — станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Бабушка Пыхтеиха

Игра в Рождество.

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие — ребята обступают ее и спрашивают:

— Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

— Возьми нас с собой.

— Идите, да не свистите.

Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих — Баба-Яга. В руках у нее ветка — «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка-Ежка костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла она на улицу — раздавила курицу,

Пошла на базар — раздавила самовар.

Пошла на лужайку — испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает — тот замирает.

Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,

Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!

Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

Обыкновенные жмурки

Водящему — «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чём стоишь?

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чьё имя — укажи.

Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает — того должна узнать.

Огородник и воробей

По считалке выбирается воробей.

Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?

Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.

Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!

Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Игры для детей 5

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.

Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель

Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

Русская народная игра «Просо»

Дети становятся в круг и поют следующие слова:

А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,

А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,

А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,

А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,

А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.

(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях: по силе, ловкости, умению играть.

Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй — зверя; один — земли, другой — воды и т.д.

Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо?Ээто или то?" — причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.

Двойные горелки

Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 — 12 метров, но также парами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов — побеждает.

Играющие становятся в круг, а один — «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.

Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,

Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути

Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши!

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

Водящий отвечает: нет!

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.

  • Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
  • Салка тоже прыгает на одной ноге.

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки,

Стали гоготати, дедке кричати:

«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,

Дай нам платочек, денег мешочек».

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Горячее место

На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

Список литературы, где можно найти правила наиболее известных русских народных игр:

  • Былеева Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.;
  • Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.: ил.;
  • Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;
  • Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988. —159 с.: ил.

Материал был впервые опубликован на сайте 17.04.2009 г.

Источник: http://pedsovet.su/dosug/russkie_narodnye_igry

Русские народные подвижные игры для детей дошкольников 3-7 лет

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий — за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

Количество участников — от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

— играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;

— игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.

В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй — запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» — двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой. Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

Игра проводится на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами. Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Дидактические игры занятий развитию речи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина — женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!» (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а «старый» водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: «Внимание, охотники», звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех «полевых» игроков также есть палки. Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять «пустое место», ямку, игрок которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков». Если «зайчика» осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – «кони», другие – «наездники». «Наездники» садятся на «коней» и образуют круг. Одному из «наездников» вручается мяч. «Наездники» передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: «кони» становятся «наездниками», а «наездники» – «лошадками».

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).

2-ой вариант: со сменой водящего. Та «рыбка», которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится «рыбаком».

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: «Коршун! Что делаешь?» — «Ямочку рою». – «Зачем тебе ямочка?» — «Денежку ищу». – «Зачем тебе денежка?» — «Иголку купить». – «Зачем тебе иголка?» — «Мешочек сшить». – «Зачем мешочек?» — «Камешки класть». – «Зачем камешки?» — «В твоих деток шуркать-буркать». – «За что?» — «Они ко мне в огород лазят». – «Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Чтобы не погасло.

Чтобы не погасло.

Раз, два, три — беги.

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т.е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избешавшим прикосновения Мороза.

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина, сколько часов до вечера?»

Раз, два . десять.

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки — «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

— Так летите же домой!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

— Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней — любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал — «Можно открыть глаза». Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Найти развивающие игры для детей 6 лет

Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется.

Эта игра — самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).

Водящий — Яша (т.е. Ящер — хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:

Под ореховым кустом.

После этого происходит диалог:

— Бери себе девку,

Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня — тот становится водящим.

Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки».

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников — от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего — «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я — салка!» — и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я — салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

— «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

— Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

— Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки»кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет правосалить любого крайнего.

— «Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать другдруга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать.

Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой.

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь на открытом воздухе.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новая мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.

Игры в пятнашки происходят на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более.

Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.

Пойманный задерживается таким образом и превращается в «пятнашку,» при этом его имя произносится во всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.

Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.

Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.

Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе.

На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.

Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.

Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта — не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее — бег.

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, причем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, — оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Число играющих может быть как угодно велико.

Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.

На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.

Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.

По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.

Дети собираются в просторном месте. Удобнее всего приступить к этой игре, как только начинают надвигаться сумерки.

Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами.

Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своем присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой.

Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.

Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.

Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.

Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.

Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «огонь»!

Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес.

Участвующих может быть какое угодно количество — дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище «жмурки», ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?

Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. В случае удачи они обмениваются ролями. Главный элемент, входящий в игру — это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.

Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/blog59341/ruskie-narodnye-podvizhnye-igry.html

Ссылка на основную публикацию