Художественно дидактические игры детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье

Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье»

Воспитатель: Алтаева И. А.

В художественно-эстетическом развитии детей дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами.

Само название игр — дидактические определяет их основную функцию — обучение. Но обучение это осуществляется в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. В дидактических играх содержатся интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения.

ФГОС ДО предполагает, что для наибольшей организации художественного образования старших дошкольников в области художественно-эстетического развития будут использоваться дидактические игры. Определены и формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей, проведение режимных моментов.

При организации художественно-дидактических игр необходимо помнить о некоторых правилах для того, чтобы увлечь ребёнка игрой.

Знакомство с новой игрой или игрушкой должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный эмоциональный отклик.

Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывает скуку, ухудшают запоминание правил, технических приёмов. Ребёнку можно предложить высказать свои предположения и варианты игровых действий с игрушкой, изобразительным инструментом, материалом. Он выскажет свои суждения о свойствах предметов, что даст толчок к экспериментированию и исследованию, к выдумке и творчеству. Позволит продлить интерес к данной игрушке или игре. И если ребёнок желает вас включить в игру или поделиться своими открытиями, результатами в игре, творческими находками, не отталкивайте его. Это позволит оживить впечатления, вызовет желание ещё раз поиграть, пережить радость открытия и успеха.

Чтобы сформировать у дошкольников основы художественной культуры, развивать интерес к искусству, я в своей работе использую дидактические игры, объясняю родителям на собраниях и консультациях о необходимости использования таких игр дома. Перед началом учебного года я подбираю художественно-дидактические игры в соответствии с возрастной группой детей, как для использования в детском саду, так и создаю картотеку игр для дома. Так же в течение года провожу индивидуальные консультации с родителями, обновляю родительский уголок папками-передвижками, картотеками игр. Например, консультации для родителей «Играем дома», «Как организовать образовательную деятельность по рисованию и лепке». Папки-передвижки, картотека игр….

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от меня, как воспитателя продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это и подготовительная работа, связанная с обогащением детей соответствующими знаниями, подбором дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида:

1. игры с предметами;

2. настольно – печатные игры;

3. словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры организуются как в детском саду, так и дома. Например, «Составь натюрморт», «Создай картинку», «Занимательная палитра», «Зоопарк из пластилина».

В процессе выполнения игровых правил учим выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Капельки» дети смотрят на капельки разных цветов (красного, синего желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляем знания эталонов (форма, цвет, материал и др., о свойствах и качествах различных материалов, углубляем представления о существенных характеристиках предметов, учим выделять особенности деталей, а также развиваем художественное восприятие, память, речь, воображение. Например, в игре «Палитра» дети играют с печатками из картошки разной формы на бумаге белого цвета в форме палитры, печатают «краски», называя цвета и их оттенки.

Дидактические игры способствуют приобщению детей к истокам народной культуры, воспитывают уважительное отношение к культуре других народов.

Игры загадки – отгадки закрепляют знания детей о русских национальных костюмах, традициях обычаях, фольклоре. Они продолжают воспитывать желание познавать культуру своего народа через произведения народного декоративного творчества, расширяют представления о многообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).

Я в своей практике использую игры загадки– отгадки при подготовке к празднику в убранстве группы и детского сада, в изготовлении сувениров.

Такие игры подводят детей к развитию связной речи, развивают чувство любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Например, игры — загадки и отгадки для младшего возраста: «Опиши предмет», «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Что предмет расскажет о себе», «Какими предметами ты украсишь комнату».

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Такие игры очень легко организовать и дома. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например, в игре «Пазлы» мы развиваем у детей умение из отдельных частей составлять целый предмет, сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям. Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.

Дидактическая игра «Найди картину по палитре» помогает развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотносить ее с цветовой палитрой (холодной, теплой, контрастной) и с собственными ощущениями, находить картину, в которой звучит соответствующее картине настроение.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

В своей работе я использую такие игры: «Что на что похоже», «Найди сходство», «Чудеса рукотворного мира».

В дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-эстетического развития детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети научились выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки, хохломы? Дети украшают силуэты предметов необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность, самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствовали обогащению сенсорно-чувственного опыта детей, развитию их эстетического вкуса, взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование, развитию потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техническими умениями по лепке и рисованию.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

О воспитании в семье и в детском саду «О воспитании в семье и в детском саду». «Дети – живые цветы жизни» М. Горький. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности,.

Консультация «Организация дидактических игр с растениями в детском саду» Во второй младшей группе дидактические игры с природными материалами лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты.

Доклад «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Доклад (из опыта работы) «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Для маленького ребенка каждый.

Организация дидактических игр в детском саду Второй этап — обучению правилам взаимодействий в игре, в которой участвуют двое детей. Дошкольники должны договариваться, кто начнет игру.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого — педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду» Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский) Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов) Истинное сокровище для людей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры детей 1 3 месяца

Консультация «Использование ИКТ в детском саду» Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии в наше время – особое направление в работе с детьми, которое способно помочь их развитию.

Нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-hudozhestveno-didakticheskih-igr-v-detskom-sadu-i-seme.html

Картотека по теме:

Картотека дидактических игр по образовательной области " Художественно- эстетическое развитие"

Картотека дидактичеких игр

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

« ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м.

Петушок, петушок, Дождик, дождик Мы идем с флажками,

Золотой гребешок! Веселей! Красными шарами.

Что ты рано встаешь, Капай, капай,

Деткам спать не Не жалей!

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

«УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ»

Дидактическая игра на определение характера музыки.

Демонстрационный: три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»-

спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)

2. Грустная, жалобная.

3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.

Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.

Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей.

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, музыкальный молоточек, ложки, погремушки и т.д.)

Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок.

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится

в свободное от занятий время.

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал. Матрешки трех величин: высокие, средней величины и маленькие (низкие), металлофон.

Дети делятся на группы. Одной группе даются большие матрешки. Второй-средние, третьей -маленькие.

Воспитатель: «Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – то запляшут маленькие, низенькие матрешки, если средней высоты – запляшут матрешки среднего роста, если высокий – будут плясать только высокие матрешки». Объясняет, что изображать пляску надо легким покачиванием матрешки в приподнятой руке. Воспитатель исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается команда победитель. По желанию этих детей исполняется любая песня или игра.

Вместо матрешек в игре можно использовать любые другие картинки и игрушки: плоскостные колокольчики разной величины, цветы, бабочки. По этому же типу можно провести игру «Три поросенка».

Цель: Развитие тембрового слуха, чувства ритма.

Игровой материал. 2 одинаковых набора детских музыкальных инструментов и игрушек (бубны, ложки, молоточки, металлофоны, кубики и т.п.)

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.

Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Цель: Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки), объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.

На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. После, по желанию дети индивидуально сочиняют колыбельную мелодию на слова: «Спят и травы и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.

Цель. Развивать у детей представление о ритме.

Игровой материал. 10 длинных брусочков, обозначающие долгие звуки и 10 маленькие – короткие звуки. Брусочки различные по длине и по цвету.

Методика проведения. Сначала дети слушают несложную по ритму песенку–попевку «Сорока» (рус. нар. мел.) исполняемую педагогом, обращая внимание на ее игровой характер и четкий ритм. Детям раздаются длинные и короткие брусочки. После повторного исполнения дети прохлопывают ритмический рисунок попевки. Затем с помощью брусочков они складывают ритмический рисунок песенки–попевки, после чего исполняют его на металлофоне. На следующих занятиях используются другие песенки-попевки («Петушок» рус. нар. песня, «Андрей-Воробей» рус. нар. мелодия).

Потом детям было предложено в качестве закрепления знаний распределиться по парам и придумывать задания друг другу: один поет или играет на музыкальном инструменте знакомую попевку, другой узнает ее и выкладывает с помощью брусочков.

Музыкальный репертуар. «Сорока» рус. нар. мелодия

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделе на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение раз личных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

«СКОЛЬКО НАС ПОЁТ?»

Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.

Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка (рис. 24).

Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Что развивает игра в баскетбол у детей

Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

Игра может быть использована и в группах младшего до школьного возраста.

«ЧТО ДЕЛАЮТ В ДОМИКЕ?»

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.

Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель Играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится на занятии и в свободное время

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек) Сейчас мы послу-шаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

«ПТИЦЫ И ПТЕНЧИКИ»

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти

«Вы правильно подняли карточки. Это песенка про зайчика. Он тоже хочет еще послушать песенку»

«КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА»

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — те-ленок и т.д.). Фишки — по две на карточку.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки и т.д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте ^мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Картотека развивающие игры детей

Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок— на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый— на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.

Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динъ», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь- динь-дин ь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым «бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «дишь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

«НАЙДИ НУЖНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Ом садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/12/kartoteka-didakticheskikh-igr-po-obrazovatelnoy-oblasti

Художественно- творческие дидактические игры

Художественно-дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, лото, викторинами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.

Творческие игры – развивают творческие способности и воображение. Могут проводиться как сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, как перформансы и другие игры без четкого сценария, допускающие импровизацию.

Предметные игры включают манипуляции с народными глиняными и деревянными игрушками, произведениями декоративного искусства, объектами дизайна и многими другими предметами (ленты, бусы, ткани, пуговицы, мячи, кубики, вазы и др.). Через предметы дети познают форму, цвет, объем, пропорции, материал, фактуру и т.п.

Конструктивные игры развивают дизайнерское мышление. Учащиеся осваивают процесс проектирования, созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, проявлять смекалку в решении творческих задач, критически оценивать полученные результаты. При этом художественно-творческая активность вызывает активность познавательную.

Игры путешествия. Они носят характер исторических, искусствоведческих и краеведческих «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, репродукциям, открыткам, фотографиям и другим документам. Путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: художника, экскурсовода, народного мастера, продавца и т.д. Учащиеся выполняют наброски и зарисовки, изготавливают изделия в традициях народных художественных промыслов, выполняют проекты, собирают разнообразный материал познавательного характера. Эти игры активно развивают воображение и художественное творчество.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. В качестве форм таких игр можно применять разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития у детей наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета, формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, для изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.

Существенное значение использования игры на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций позволяет усилить увлекательность для ребенка изобразительной деятельности, создает благоприятный для проявления творческой активности эмоциональный тонус в жизни детей, стимулирует проявление ими своих творческих способностей. Игра всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, развивают мысленную деятельность ребенка, его воображение, фантазию.

Как совершенно справедливо отмечено в ряде исследований (Н.П. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.), художественно-дидактические игры положительно влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.д. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В специально разработанных играх для уроков ИЗО дети также знакомятся с основами художественного изображения (цвет, объем, светотень, форма, конструкция, пропорции, симметрия, ритм, пространство, композиция и др.), что способствует интенсивному формированию наблюдательности, зрительной памяти, глазомера, чувства цвета и др.

Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют воображение и фантазию, активизируют эмоциональную сферу, способствуют их общему развитию через изобразительное творчество.

Игровые упражнения, как показывает практика, позволяют сделать плавный переход от игры к дальнейшему серьезному и глубокому обучению.

Основная цель использования игровых приемов и упражнений на занятиях изобразительным искусством состоит в систематизации знаний, усвоении учебных задач, развитии творчества.

Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе и связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения (или облегчения), ее органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. При разработке упражнений для занятий изобразительным искусством необходимо обязательно учитывать виды деятельности учащихся на уроке: изобразительную, декоративную, конструктивную (дизайнерскую), искусствоведческую (беседы об изобразительном искусстве).

Художественно-дидактические игры можно разделить на следующие виды: игры-путешествия или экскурсии, игры-соревнования или эстафеты, игры-загадки, лото, композиционные игры, интеллектуальные игры, разрезные картинки и т.п.

Учителю необходимо хорошо знать особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить, что роль учителя в них может быть различной. Он может действовать совместно с детьми как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом, консультантом и др.

Обучающая игра полезна и необходима для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог – дети» и отношений между детьми.

В процессе использования игрового приема допустимо увеличение количества игровых задач. Таким образом, у педагога есть возможность развить игровой замысел. Игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приемов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача

Не менее важно при разработке игровых изобразительных приемов учитывать игровой опыт детей, знать ведущие мотивы игры, содержание значимых для ребенка сторон действительности, способы выполнения игровых действий, освоенных детьми. Очень важно педагогу знать и вовремя почувствовать, легко ли дети “входят” в образ, готовы ли они к воображаемой ситуации. Для этого необходимо учитывать логику развития изобразительной игры, возможные усложнения содержания игровых действий и способов их осуществления. Важно суметь создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Если педагог ведет игровое изобразительное упражнение сухо, не эмоционально, в результате теряется не только игровая суть, но и искажается нравственный смысл ситуации.

На уроках ИЗО рекомендуется использовать, в основном, кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры. В начальной школе они обеспечивают преемственность в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, применяются как средство усвоения необходимых в изобразительной деятельности знаний, умений и навыков. В среднем звене художественно-дидактические игры по-прежнему остаются интересными для учащихся, если их содержание соответствует их возросшим интеллектуальным и творческим возможностям. Непродолжительные игры (10—12 мин.) используют для закрепления материала в начале или в конце урока. В игре могут одновременно участвовать все ученики класса, можно разбить их на группы. Игры рекомендуется проводить не только на уроках, но и во время внеклассных занятий.

Источник: http://megaobuchalka.ru/8/38214.html

Ссылка на основную публикацию