Генезис сюжетно ролевых игр в дошкольном возрасте

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Wellness Blog

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры

  1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменить отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

  1. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

  1. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Дидактические игры для детей с нарушением интеллекта

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
  3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
  4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
  5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Источник: http://wellness.co.ua/article/osobennosti-syuzhetno-rolevoj-igry-v-doshkolnom-vozraste/

Консультация на тему:

«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: — это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Парикмахерская игра маленьких девочек

Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие .

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При этом наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/28/rol-syuzhetno-rolevoy-igry-v-razvitii-detey

Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольников

В конце тридцатых годов А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, вводя в неё понятие деятельности. Новый подход кардинально менял как представления о движущих силах психического развития, так и принципы выделения его отдельных стадий.

В изучении развития психики ребёнка считал А.Н. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности, но одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие — меньше. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчинённую. Поэтому, нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на донном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего вида деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

А.Н.Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

В детском развитии, считал Д.Б.Эльконин, имеют место с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды (первая группа), в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей (вторая группа). Если расположить выделенные виды деятельности детей в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:

– непосредственно-эмоциональное общение (первая группа)

– предметно-манипулятивная деятельность (вторая группа)

– ролевая игра (первая группа)

– учебная деятельность (вторая группа)

– интимно-личностное общение (первая группа)

– учебно-профессиональная деятельность (вторая группа).

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция.

В работах Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева дан подробный анализ генезиса сюжетно-ролевой игры, её структуры, выделены основные закономерности развития игры на протяжении дошкольного детства, показано значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста.

Д.Б.Эльконин различает следующие структурные компоненты игры, определяющим из которых является роль: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Пальчиковые игры развитии мелкой моторики

Роль воспроизводит определённую социальную позицию, которая выражается в системе действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам, Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развёрнутым сюжетом и развёрнутой ролью, и скрытыми правилами к играм со свёрнутым сюжетом, свёрнутой ролью и открытыми, чёткими правилами.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят реальные действия. Но по мере развития ребёнка приобретают всё более обобщенный и сокращённый характер при сохранении логики последовательности действий.

В дальнейшем может быть осуществлён переход игровых действий в идеальный план. Первоначально в игре игровое действие и игровой предмет определяют принятие ребёнком на себя той или иной роли, затем роль начинает задавать выбор игровых действий.

Игровое употребление предметов-замещения — важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения

действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление

кукла, действие с гребешком — в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или

гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь объектом действий

становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка,

замещённые предметами — заместителями, становились средством выполнения

действий кормления или причёсывания, объектом которых становились

Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в этом процессе мысль ребёнка отделяется от действия, однако, в начале необходимо опорная точка для этой мысли о действии, каковым и является предмет -заместитель.

Реальные отношения между детьми представляют собой отношения между ними как партнёрами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжете игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнение ролей сверстниками — партнёрами. В отличие от «ролевых», то есть игровых отношений определяющихся содержанием выполняемых ролей, реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребёнка и характером межличностных отношений между сверстниками. В сюжетно — ролевых отношениях моральные и нравственные нормы поведения открываются ребёнку, здесь осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно усвоение этих норм.

Д,Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно — ролевой игры, отражающие динамику её развития на протяжении дошкольного детства:

1 уровень: центральным содержанием игры является преимущественно-предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребёнком действий. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

2 уровень: центральным содержанием игры по прежнему остаются предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называется детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

3 уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и чёткие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.

4 уровень: основным содержанием игры является выполнение действий отражающих отношение к другим людям. Роли ясные и чёткие. На протяжении всей игры ребёнок ясно проводит одну линию поведения. Речь носит явно ролевой характер. Действия развёртываются в чёткой последовательности, логичны, разнообразны. Ребёнок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение этим правилам в игре.

Вычлененные при анализе материалов уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь полученный материал по возрастам участников, то явно обнаружится, что с возрастом детей растёт уровень развития игры.

В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры -драматизации, результативные игры, дидактические игры.

Так, например, подвижные игры с правилами представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуации и развёрнутыми правилами.

А.В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений выполняемых ребёнком в условиях игры и в условиях прямого задания существенно различен. При этом оказалось, что как эффективность движений, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребёнок. Так, в драматизированной игре в «спортсмена» не только увеличивалась относительная эффективность прыжка, но изменялся сам характер движения — в нём значительно рельефнее выделялась подготовительная фаза или фаза своеобразного старта. Количественное различие двигательного поведения в двух сравниваемых сериях опытов заключалось, в частности, в том, что в ситуации драматизированной игры большинство детей переходило к более сложной организации движения с чётко выделенной подготовительной и исполнительной фазой.

Заключая своё исследование А.В. Запорожец пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьников».

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:

– развитие мотивационно-потребностной сферы;

– преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

– развитие умственных действий;

– развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.

Возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» обеспечиваются необходимостью координации в игре различных позиций и точек зрения — необходимостью учёта позиций в соответствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью и ролью партнёра, практикой действий с предметами соответствии с приданными им игровыми реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции с позицией партнёра.

Д.Б. Эльконин пишет, что «игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап — умственных действий с опорой на речь». Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребёнка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода как произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребёнком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребёнку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры.

Источник: http://superinf.ru/view_article.php?id=347

Ссылка на основную публикацию