Дидактические игры в обучении детей основам математики

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Курапова Наталья Мэльсовна,

МБДОУ «Детский сад №59 комбинированного вида»,

Дидактические игры в обучении детей основам математики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В дошкольном возрасте игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Потребность в игре сохраняется и занимает важное место впервые годы обучения в школе. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, то это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. В процессе игры ребенок многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из этого следует, что роль дидактических игр в умственном развитии детей несомненна. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы. Задачи дидактических игр разнообразны.Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

К играм с цифрами и числами относят такие игры как «Путаница», «Какой цифры не стало?», « Что изменилось?», « Исправь ошибку». Эти игры помогают детям освоить прямой и обратный счет, способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Вторая группа математических игр (игры — путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. А также игры-путешествия помогут расширить представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь); объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Игры на ориентировку в пространстве: «Расскажи про узор», «Путешествие по комнате», «Найди свой домик», «Найди игрушку». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под, вверх, вниз; обозначают словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т.д.).

Благодаря играм с геометрическими фигурами такими как «Найди пару», «Что изменилось?», дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают классификацию по разным признакам предмета.

С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются мыслить самостоятельно.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

В игре также убираются одна — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.

Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.

Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры для детей 11 месяцев

Игры путешествие во времени

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро), Усложнение — назвать часть суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.

Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д.

Вырежьте из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы — красным цветом, зимние – белым, осенние — жёлтым, весенние — зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.

Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Игры на ориентирование в пространстве

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями взрослого, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Игра «Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Взрослый задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого — на лесной полянке, желтого — на песчаном пляже и т.д.).

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку — в середине,

мишку — в ближнем правом углу и т.п.

Игры с геометрическими фигурами

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

Игровой материал: таблицы, геометрические фигуры.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть модели домов для геометрических фигур, сосчитать количество этажей, называть фигуры, живущие на первом, втором и других этажах. Дети узнают, сколько квартир на каждом этаже, какие фигуры в них живут. Затем дети расселяют геометрические фигуры по квартирам, ориентируясь на форму и цвет фигур.

Игра «Опиши фигуру» для детей 5-6 года жизни.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.

Игровой материал: геометрические фигуры, карточки со специальным кодом, графически изображающие признаки фигур (форму, цвет, величину).

Ход игры. Кодовые карточки можно расположить перед ребёнком рядами:

1 ряд – карточки, обозначающие форму,

3 ряд – величину.

Ребёнок получает геометрическую фигуру, подбирает к ней кодовые карточки. Например, у ребёнка большой красный круг. Он называет фигуру, рядом кладет карточку с изображением круга (форма фигуры), карточку с цветовым красным пятном (цвет фигуры), карточку с большим домиком (размер фигуры).

Дидактическая игра «Подбери фигуры для зверят» для детей 4-6 года жизни.

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

— набор геометрических фигур для детей 3-4 лет: круг, квадрат, треугольник;

— набор геометрических фигур для детей 4-5 лет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

— набор геометрических фигур для детей 5-7 лет: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

— карточки с изображением зверят, рядом с которыми нарисованы контуры геометрических фигур, совпадающих по форме с фигурами из наборов.

Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением зверька, рядом с которым нарисованы контуры геометрических фигур, и поднос с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает детям фигуры, дети их называют. Дает задание: «Дети, с вами хотят поиграть зверята. Расскажите, кто пришел к вам в гости». Каждый ребёнок называет своего животного (бельчонок, мишка, лисичка, слоненок и т.д.) Воспитатель продолжает: «Рядом со зверятами нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносах. Помоги зверятам разложить все фигуры так, чтобы они подошли друг к другу по форме». Дети берут фигуры с подносов и накладывают их на контуры фигур. В конце игры спросить детей: «Какие фигуры подобрали для мишки (лисички, зайчонка и т.д.)?»

Цель: учить детей находить парные рукавички; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать внимание.

Игровой материал: силуэты рукавичек с узором из геометрических фигур.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одной рукавичке из пары. Затем показывает оставшиеся рукавички. Ребёнок, увидев свою парную рукавичку, должен сказать: «Это моя рукавичка». Спросить: «Почему?» Ребёнок описывает узор на рукавичках.

Игры на логическое мышление

Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета; закреплять представления о форме предметов.

Игровой материал: наборы разных чертежей (контур постройки) и по три картинки, отличающиеся от чертежа формой отдельных элементов, к каждому чертежу.

Ход игры. Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предложить рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Показать чертеж и первую картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем показать вторую и третью картинки, найти ошибки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры для детей цифры

Игра «Найди недостающую фигуру» с детьми 5-7 года жизни.

Цель: учить находить закономерность в последовательном расположении геометрических фигур; закреплять знания о геометрических фигурах; тренировать зрительную память детей.

Игровой материал: таблицы с недостающими фигурами, карточки с геометрическими фигурами.

Ход игры. Предложить рассмотреть таблицу с геометрическими фигурами, найти недостающую фигуру на карточке и положить карточку в таблицу.

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Использовать, как палочку,

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.

Разминка на быстроту реакции.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/yanvar/no-1961-didakticheskie-igry-v-obuchenii-detey-osnovam-matematiki/

Материал по математике на тему:

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Программа по самообразованию

Предварительный просмотр:

Заместитель директора МБДОУ «ЦРР д/с «Сказка»

Заведующий ОП «ЦРР д/с «Росинка»

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

« Дидактические игры в обучении детей

2017 год – 2018 год

Воспитатель: Борисова Л.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Борисова Людмила Васильевна

Дата рождения 06.12.1962 г.

Стаж работы в должности 29 лет

Образование МГПИ им. М.Е.Евсевьева, г. Саранск

Квалификационная категория : первая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации за последние три года: 23.10.2017 – 08.11.2017 обучение по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования».

Общие сведения по теме самообразования

«Без игры нет, и не может быть полноцен-ного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вылива-ется живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пыт-ливости и любознательности».

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Цель самообразования по теме:

Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи самообразования по теме:

  • Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры
  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
  • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно — двигательную координацию.

Этапы реализации программы:

I этап — аналитический

II этап — диагностический

III этап — организационный

IV этап — коррекционно-развивающий

V этап- итоговый, диагностический

Цель самообразования по теме:

Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.

Задачи самообразования по теме:

  1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
  1. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, клас сифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

II этап — диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представле ниям детей.

Ill этап — организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

IV этап — коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

1. Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике».

2. Подготовка и проведение занятия по математике в рамках перспективного плана.

3. Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» Выступление на родительском собрании группы.

4. Оформление папок-передвижек: «Математика вокруг нас»; «Математические игры».

5. Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

— Математика – это интересно;

-Развитие представлений о цвете, форме, величине с помощью развивающих игр.

-Развитие математических способностей у дошкольников.

-Дидактическая игра в жизни ребенка.

-Яркие и интересные игры.

6. Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

7. Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье».

Развитие у детей:

  • интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
  • способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.; Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий;
  • по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/01/23/didakticheskie-igry-v-obuchenii-detey-osnovam-matematiki

Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок -“Новичок”, все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,

развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала

выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений,

представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Легкие детские игры детей

действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо

использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта

играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет

математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному

числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь» воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дид. игр.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю начало в

развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для

своего ума, дети охотно участвует в играх, ждут их, радуется им. На

занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему

показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Таким образом, роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Передо мной на ближайшие 3 года стоит такая цель:

развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

Развивать креативность мышления;

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы Сроки

I этап — аналитический 1.01.2010 г. -1.03.2010 г.

II этап — диагностический 2010-2013г.

III этап — организационный 2010 г.

IV этап — коррекционно-развивающий 2010-2013г.

V этап итоговый, диагностический 2013г.

I этап — аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

1 Изучение проблемы:

«Математика в детском саду«, пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г.

«Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г.

«Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.

«Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.

«Математика от 3 до 7 З. А. Михайлова С. — П. «Акцидент» 1997г

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. ,М. ,Просвещение,1991.

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»,М. ,Просвещение,1988г

Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием«,М. ,Просвещение,1987г

Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов 2010

2 Разработка цели и задач по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики».

II этап — диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционнои поддержки.

1 Подбор комплекса диагностических методик по теме:

ориентировка в пространстве

Нравственно — волевого качества. Индивидуально, подгруппой 2010г.

2 Проведение диагностических исследований 2010-2013г.

3 Анализ результатов диагностики 2013г.

Ill этап — организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

2 Разработка перспективного плана кружка «Игралочка»

(мл., ср., стар., подгот. группы)

1. Игры с цифрами и числами

«Кто знает, пусть дальше считает.»

«У кого больше пуговиц».

2. Игры на логическое мышление

«Узнай по описанию».

3. Игры с геометрическими фигурами

«Угадай что у меня в руке»

«Найди свой значок»

«Составь из частей целое»

4. Игры на ориентировки в пространстве

«Найди свой значок»

5. Игры путешествие во времени

3 Разработка плана

профилактической работы с родителями и педагогами

IV этап — коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

№ п/п Содержание работы

1 Проведение открытых занятий с детьми:

«Путешествие на ферму».

План (карта путешествий)

«Лесной переполох» или о том,

как плохо обижать маленьких лесных жителей

2 Организация работы математического кружка «Игралочка»

3 Консультации для педагогов:

«»Методика организации и руководство дидактическими играми«.

«Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста»

Со всеми педагогами

4 Рекомендации воспитателям по формированию элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

5 Консультации для

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики

п/п Содержание работы

1 Провести итоговую диагностику по изучению:

ориентировки в пространстве

2 Обобщить опыт работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики

Дидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра — это самое серьезное.

Презентация игр по развитию высших психических функций для работы с детьми старшей группы Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-razvitija-didakticheskie-igry-v-obucheni-detei-osnovam-matematiki.html

Ссылка на основную публикацию