Дидактические игры для детей с нарушением интеллекта

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры, их виды и значение. Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнений в обучении умственно отсталых учащихся. Методика организации дидактических игр. Значение дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

« Крымский инженерно-педагогический университет »

Кафедра специального (дефектологического) образования

Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта

Курсовая работа по олигофренопедагогике

студентки 3 курса, группы ЗС(Д)О-5-12

Специальное дефектологическое образование

ИВАНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

к.п.н. доцент кафедры С(Д)О,

К защите допускаю:

Заведующий кафедрой С(Д)О

ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических игр и приемов в обучении детей с нарушениями интеллекта

1.1 Дидактические игры, их виды и значение

1.2 Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнений в обучении умственно отсталых учащихся

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Общие требования к руководству дидактическими играми

2.1 Методика организации дидактических игр

2.2 Значение дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта

Выводы по II главе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На современном этапе развития российского общества, его стратегией является доступность молодых людей к качественному и полноценному образованию в соответствии с их предпочтениями и интересами. А главное независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Основная цель специального коррекционного образования — обеспечить доступное и качественное образование для детей с ограниченными возможностями, формировать наилучшие пути для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодня в центре внимания — ученик, его личность, богатый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога — выбрать оптимальные методы и формы организации учебного процесса учащихся, которые будут соответствовать поставленной цели развития и коррекции личности учащихся с ограниченными возможностями в развитии [21].

Самые большие возможности для развития учащихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. Игра как средство воспитания и обучения учеников широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у учащихся с нарушениями в развитии. Однако, именно для учащихся с нарушениями интеллекта игре отводится особое место [6].

Дидактическая игра — это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Фридрих Фребель и Мария Монтессори.

К примеру, К.Д. Ушинский, считал игру свободной деятельностью ребенка, привносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но никогда не развлекающим. А известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она предавала сенсорному восприятию родного языка [9].

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнуровками, колечками и т.д.), расположенные строго по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные самим Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр [9].

Также известна и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада, Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля, который писал, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра» не оказывающая влияния на развитие ребенка. Монтессори создала интересные дидактические материалы для развития сенсорного воспитания, что по её мнению составляет основу обучения ребенка [16].

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева выделила новый подход к играм. По её мнению они являются лишь одним из компонентов в комплексном воспитательно-образовательном процессе с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, лепкой и трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они соприкасаются с интересами ребенка, доставляют ли ему радость, позволяют ли проявить свою активность, самостоятельность и так далее [3].

На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в учебном процессе, так как доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство в процессе обучения неоспоримы. Этим и многим другим и обусловлен выбор темы.

Таким образом, объект исследования: использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования — эффективность использования дидактических игр на уроках во вспомогательной школе.

Целью исследования является: изучить особенности использования дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

— определить понятия, термины и проблемы исследования, а также основные подходы к ее решению;

— выявить содержание и структурные составляющие дидактических игр и целесообразность использования их на уроках во вспомогательной школе;

— изучить многообразие и классификации дидактической игры в коррекционно-педагогическом процессе.

Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр и приемов в обучении детей с нарушениями интеллекта

1.1 Дидактические игры, их виды и значение

дидактический игра умственный отсталый

Овладение учащимися специальных школ глубокими знаниями, необходимыми умениями и навыками — это одна из важнейших проблем в современном образовании. Решение этой проблемы невозможно без усовершенствования технологий обучения а, следовательно, и методов обучения. На сегодня в педагогике активно ищут новые решения. Среди них выделяют игровую деятельность, которая для ребенка является насущной необходимостью, а для педагога — способом реализации различных задач учебно-воспитательного процесса.

Именно дидактическая игра и относится к активному, традиционному и общепризнанному методу обучения и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в комплексе. Они между собой тесно взаимосвязаны. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность [21].

Проблеме игры уделяли значительное внимание мыслители и педагоги, как прошлого, так и современности: Платон, Аристотель, Рабле, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, Кант, К. Ушинский, Макаренко, Л. Выготский, А.И. Запорожец и другие. Во многих работах исследователей отражены различные подходы к определению сущности дидактической игры. Так, ученые определяют сущность игры как форму общения (Н. Гончаров, Т. Ладивир, Н. Лисина, В. Семенов, В. Сушко, Н. Филатова). Как форму деятельности (Л. Выготский, Д. Эльконина). Как условие умственного развития (П. Каптерев, Е. Покровский, С. Рубинштейн, И. Сикорский, А. Смирнов). Но все они считают дидактическую игру эффективным методом реализации учебно-воспитательного процесса [3, 9, 10].

Игра для ребенка — это жизнь со своими радостями, горестями, переживаниями и достижениями, своеобразная школа жизни, где ребенок учится общению, действиям с предметами, а также нормам поведения. Но при этом требующая от учащихся максимума энергии, ума и самостоятельности. Это настоящая и напряженная умственная работа, которая должна привести учащегося к хорошим результатам. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, способствует решения более сложных задач урока. Но это вовсе не означает, что занятия необходимо проводить только в форме игры. Игра — один из методов, который дает хорошие результаты только в комплексном сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением, исследованием, трудом [16].

По своей сути, игра — это сложное, многогранное явление, которое невозможно трактовать однозначно. Учебная игра может длиться от нескольких минут до целого урока. Она может использоваться на разных этапах, а также во внеклассной работе.

Любая игра включает три основных этапа: подготовительный (формулируется цель игры, отбирается учебное содержание, разрабатывается сценарий, готовится оборудование, распределяются роли, проводятся инструктирование и т.п.); непосредственное проведение игры; обобщенный анализ результатов. Обучающие игры имеют определенные существенные характеристики и устойчивую структуру [20].

К основным взаимосвязанным компонентам игры принадлежат (по В. Коваленко, П. Пидкасистому): игровая задумка; правила; игровые действия; дидактические задачи (познавательный смысл) оборудования; результат игры [20].

Используя на уроках дидактические игры в начальных классах необходимо соблюдение следующих требований:

-игровое задание должно по содержанию совпадать с учебным заданием;

— содержание игры — отвечать дидактической цели урока;

— содержание игры должно быть под силу каждому ребенку;

— правила игры должны быть просто и четко сформулированы;

— итог игры обязан быть справедливым.

Дидактические игры, включенные в процесс обучения, помогают учащимся в расширении кругозора и закреплении учебного материала, а также развивают личностные качества и положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося [1, 2].

Дидактические игры — это всесторонняя подготовка ребенка к жизни. Они различаются по содержанию, познавательной деятельности детей, игровыми действиями и правилами, организацией и взаимоотношениями детей, ролью учителя. По соотношению содержания можно выделить следующие типы игр:

-игры с сенсорикой в обучении;

-игры — ознакомление с природой;

-игры по формированию математических знаний.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности:

Игры — путешествия имеют сходство со сказкой, чудесами. Они отражают реальные факты или события, а обычное раскрывают через необычное, через загадочное, интересное. Все это происходит в игре и игровых действиях, что очень близко для ребенка. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, поднять настроение ребенка, добавить в обыденную окружающую действительность немного сказки, а также обратить внимание детей на то, что находится рядом, но остается без внимания. Игры-путешествия развивают наблюдательность, внимание, понимание игровых задач, облегчают преодоление трудностей в процессе обучения. Роль педагога в игре довольно сложная, требует артистических умений и навыков, определенных знаний, а также умения во время игры вести процесс обучения незаметно для ребенка [8].

Игры-поручения содержат элементы, похожие по структуре, но они более простые по содержанию и менее продолжительны. В основе их лежат различные действия и словесные поручения, а также действия с предметами и игрушками. Игровые действия и задания в них основаны на предложении что-либо сделать. Например: «Помоги, пожалуйста, Незнайке расставить знаки препинания», «Проверь домашнюю работу у Карлсона».

Игры-предположения. Они предлагают ребенку подумать, как он поступит или что сделает в той или иной ситуации. Например: «Что было бы . или «Что бы я сделал, если б. », «Кем ты хочешь стать и почему?», «Кого бы хотел пригласить на свой День Рожденье?» Дидактический смысл заключается в том, что детям создается ситуация, требующая осмысленных последовательных действий. Эти игры требуют умения применять знания в предлагаемых обстоятельствах и устанавливать следственно-причинные связи [4].

Игры-загадки. В основе загадки лежит описание чего-либо, которое необходимо расшифровывать. Описание это является четким и кратким. Часто подается в форме вопроса или заканчивается им. Главной и обязательной особенностью загадок является логическая задача. Задачи на логику даются разные, но они все активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки, так как необходимость сравнивать, вспоминать, думать, что приносит радость умственной работы. Отгадывание правильных ответов способствует хорошему настроению у учащихся.

Игры-беседы или диалоги. В основе игры-беседы лежит общение педагога с ребенком, ребенка с педагогом и диалог детей между собой. Такое общение имеет особый характерный колорит игрового обучения и игровой деятельности детей. Учитель в игре-беседе выступает в роли близкого и узнаваемого детям персонажа, друга и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и позитивный настрой, что вызывает у детей желание повторить игру. Огромная ценность игры-беседы заключается в том, что она пробуждает и активизирует эмоционально-мыслительные процессы: мысли и воображения, единства мысли и слова, действия ребенка. Дидактические игры создают у учащихся любого возраста хорошее настроение, вызывают положительные эмоции и повышают самооценку [4].

Дидактические игры — важное средство умственного, речевого и эмоционального развития детей. В игре дети часто закрепляют изученные материалы, повторяют, усваивают новые. К.Д. Ушинский подчеркивал, что наглядное обучение, обучение с использованием дидактического материала, основывается на законах детской психики. Он считал, ребенок, как бы мыслит формами, красками, звуками, даже чувствами. Поэтому не нужно заставлять ребенка думать иначе, так как детская природа требует наглядности.

1.2 Коррекционно-развивающее значение дидактических игр и упражнений в обучении умственно отсталых учеников

Естественные трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушениями интеллекта часто приводят к снижению их интереса к учебе. Причины этих трудностей разнообразны. Прежде всего, как отмечает ряд исследователей (Т. Власова, Т. Дульнев, В. Лубовский, А. Лурия, М. Певзнер), детям с нарушениями интеллекта свойственна слабость процессов возбуждения и торможения, склонность к частым переменам эмоционального состояния [2].

Психологи (О. Кудрявцева, И. Соловьева), исследовав особенности восприятия, обнаружили, что замедленный его темп у детей с нарушениями интеллекта сочетается с сужением объема материала, который воспринимается [2].

Л. Выготский, С. Рубинштейн, Д. Эльконин указывают на недоразвитие речи у детей с нарушениями интеллекта, что обусловлено медленным формированием и неустойчивостью дифференцированности условных связей в области слухового анализатора [3].

Как отмечают М. Нудельман, В. Петрова, Ж. Шиф, у детей с нарушениями интеллекта наблюдается очень низкий уровень развития мышления, так как формирование его происходит в условиях неполноценного развития органов чувств, речевого аппарата и ограниченной трудовой деятельности. Умственная слабость, мешающая детям с нарушениями интеллекта выделять важное при понимании и запоминании материала, связать между собой его отдельные компоненты, резко снижает и качество их памяти [9].

Именно поэтому, учитывая все эти особенности познавательных процессов у учащихся с нарушениями интеллекта, в специальной методической литературе и освещают пути оптимизации учебного процесса во вспомогательной школе в основе, которого лежит использование дидактических игр. Все педагоги, психологи и другие исследователи отмечают не только учебную, но и в большей степени коррекционно-развивающую функцию дидактической игры. В специальной методике преподавания отдельных учебных дисциплин и дидактике во вспомогательной школе определили, что использование игры и игровых ситуаций является незаменимым средством развития больного ребенка. Несомненно, корректирует его познавательную, мотивационную и эмоционально-волевую сферы.

Известные дефектологи А. Граборов, Г. Трошин высоко оценивали использование игровой деятельности в воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта. Они относили игру к наиболее точным индикаторам проявления детских способностей и познавательных возможностей.

Данные исследования И. Соловьева доказывают, что определенная коррекционная работа по воспитанию познавательных интересов, модели поведения и различной деятельности у детей с нарушениями интеллекта дает свои положительные результаты [6].

Из исследований таких дефектологов, как А. Катаевой, О. Стребелевой, Н.Соколовой нам стало известно, что развитие игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта зависит от многих факторов. Например, таких, как степень умственной отсталости, но и что немаловажно от игрушек и игр, с которыми они играли в детстве, от условий воспитания в семье, а также от пребывания в дошкольных учреждениях и так далее. Авторы обращают внимание на то, что в процессе игровой деятельности в дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта перед ними необходимо ставить познавательную и учебную задачу. И это несмотря на то, что у детей еще не сформировались ни познавательные процессы, ни учебная деятельность [6].

А. Смирнова отметила, что игра является мощнейшим воспитательным средством, потому что естественным образом тренирует сохранные стороны ребенка и уменьшает его недостатки .

А вот известные ученые-дефектологи Г. Дульнев, В. Лубовский, В. Петрова рекомендовали при коррекционной работе с детьми с нарушениями интеллекта интенсивней искать такие формы задач, которые могли бы самостоятельно наталкивать их строить умственную деятельность и активно вызывать потребность в познавательной деятельности. По их мнению, к таким задачам следует отнести, те которые требуют использования эмоционально-волевой сферы и опоры на трудовую деятельность, но и опыт учащихся [11].

А. Аксенова и Е. Якубовская считают, что дидактические игры являются одним из самых эффективных и положительных приемов активного усвоения знаний и умений на уроках родного языка. Авторы считают, что недостатком проведения дидактической игры на уроке, может быть только некорректная роль учителя в проведении игры. По мнению А. Аксеновой, игра не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Был разработан целый ряд методических рекомендаций по использованию игр и познавательных задач на таких уроках, как обучение грамоте, чтению, изучению украинского и русского языков. Эти рекомендации были разработаны Л. Вавиной в соавторстве с учителями-практиками Т. Россохацкой, И. Васютинской и А.Смирновым. То, что различные игры положительно влияют на конкретное и осмысленное представление о мире у учеников с нарушениями интеллекта, мы находим в работах Т. Ульяновой [1].

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Подвижные игры детей первого

На эффективность использования дидактического материала, различных игр, наглядной предметно-практической деятельности детей в обучении математике во вспомогательной школе указывают в своих работах С. Забрамная, Б. Мершон, С. Николаева, А. Хилько [19].

С. Забрамная отлично разработала серию игровых задач, чтобы дети с нарушениями интеллекта могли умело ориентироваться в окружающем пространстве и совершенствовать эти навыки. Однако, среди них крайне мало задач, содержание которых было бы направлено на развитие первичных количественных представлений.

В исследовании С. Николаева игровая деятельность продуктивно используется для формирования одного из важных компонентов познавательной деятельности — планирующей функции.

Г. Мерсиянова в методическом пособии для учителей начальных классов вспомогательной школы представила систематический комплекс дидактических игр для усовершенствования счета и закрепления понятия о числе учащихся 1 класса. Однако она недостаточно уделила внимание использованию игр при формировании у детей числовых представлений, в частности о количественных числительных. Были сделаны даже попытки систематизировать дидактические игры и упражнения для постоянного использования на уроках математики во вспомогательной школе. Было определено их эффективное коррекционное значение, однако эффект от игры специально не рассматривается в повышении качества математических знаний и вычислительных умений у детей с нарушениями интеллекта [4].

С.П. Миронова считает, что дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта являются эффективным средством коррекции недостатков детей с нарушениями интеллекта. Она считала, что с помощью различных видов игр происходит:

— стимуляция психической и физической активности учащихся;

— развиваются моральные качества;

-создаются предпосылки включения в общественную деятельность [21].

Выводы по I главе

Таким образом, дидактические игры — это не просто времяпрепровождение и заполнение свободного времени детей, не игрушки и не «мультики», а четко спланированный и целенаправленный педагогический прием для закрепления и расширения и применения на практике полученных ими знаний. В процессе дидактической игры ученики вспомогательной школы учатся самостоятельно применять полученные знания в игровых условиях. Несомненно, это положительно сказывается на их умственном и эмоциональном развитии. Свою обучающую роль дидактические игры выполняют успешно, если они применяются в комплексе, и предполагают множество вариантов использования. Плюс дидактических игр еще и в том, что их удобно постепенно усложнять незаметно для учащегося. По содержанию и структуре они хорошо сочетаются с другими методами и приемами в обучении.

В процессе игры ребенок познает все, что недоступно ему в окружающей среде. В запале, не замечает, что учится и при этом запоминает, совершенствует и закрепляет приобретенный ранее опыт, сравнивая запас новых знаний и понятий.

Глава II. Общие требования к руководству дидактическими играми

2.1 Методика организации дидактических игр

Преимущественно, организация дидактических игр педагогом осуществляется по трем основным направлениям: подготовка к проведению дидактической игры, само ее проведение и анализ с выводами.

Для того, чтобы удачно и с хорошими результатами провести дидактическую игру, нужно:

— подобрать игры в соответствии с поставленными задачами педагога и программой обучения (обобщение и углубление знаний, развитие сенсорных способностей, активизация эмоционально-психических процессов);

— дидактическая игра должна соответствовать программным требованиям обучения детей определенной возрастной группы;

— определить оптимальное время для проведения дидактической игры;

— определить оптимальное количество учащихся;

— подготовка необходимого дидактического материала для игры (наглядные пособия и т.д.);

— самоподготовка к дидактической игре. Педагог должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

— предподготовка к игре учащихся: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи [20].

Проведение дидактических игр включает в себя:

— ознакомление учащихся с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

— объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры и на четкое их выполнение;

— наглядный показ действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять задания, показывая, что в ином случае игра не приведет к нужному результату;

— определение роли педагога в игре — его участие в качестве наблюдателя или непосредственно участника;

— заключительный этап — подведение итогов. Это очень важный и ответственный момент, когда учащиеся добиваются положительных результатов.

В конце игры педагог интересуется у детей, понравилась ли им занятие, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру и она будет также интересной [6, 8].

Анализ проведения дидактической игры направлен на выявление приемов и методов ее подготовки и проведения. Что оказалось эффективным в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Это помогает усовершенствовать как подготовку, так и сам ход проведения игры. Помогает избежать ошибок в дальнейшем. Очень важно, что анализ позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, а значит, правильно организовать затем индивидуальную работу с ними. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, действия и игровые правила.

Благодаря, дидактической игре, ребенок приобретает новые знания. В процессе общения с педагогом и со своими сверстниками, наблюдая, играя, высказываясь и отвечая на вопросы.

Примечательно, что малоактивные, неуверенные в себе дети надевают на себя роль «болельщиков». Они наблюдают за более способными товарищами — «футболистами» и перенимают их знания и умения. В то время как «футболистам» нравится быть наставниками и пытаться помочь отстающим сверстникам. Это благотворно сказывается на процессе обучения и тех и других [21].

2.2 Значение дидактических игр в обучении детей с нарушениями интеллекта

В основе обучения детей с нарушениями интеллекта лежат организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Обучение проводит педагог и учитель-дефектолог. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог должен учитывать возрастные особенности детей, их отклонения в развитии, пассивность и нежелание активно действовать с наглядными пособиями

Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Именно для этой цели и служат дидактические игры. Ведь дидактическая игра — это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. А игра в свою очередь является основным видом деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра несет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала. Дидактическая игра — очень хорошее средство обучения, поэтому она и используется при усвоении любого программного материала, проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как педагогом, так и учителем-дефектологом [10].

Кроме того, дидактическая игра применяется на музыкальных занятиях и даже может являться одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре должны создаваться такие условия, при которых каждый ребенок получит возможность самостоятельно действовать в той или иной ситуации, приобретая собственный опыт действий и чувств. Это очень важно для детей с нарушениями интеллекта, у которых опыт действий с предметами не обобщен и беден.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна способствовать и делать сам процесс обучения действенным, эмоциональным и позволять ребенку получить собственный опыт [3].

При поступлении в дошкольные учреждения дети, у которых есть отклонения в развитии, с трудом контактируют с взрослыми. Им тяжело общаться со сверстниками, и они не владеют приемами усвоения жизненного опыта. Большинство детей с нарушениями интеллекта имеют недоразвитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики. Не могут часто выделить ведущую руку, а ее движения неловкие. Дети в основном не в состоянии действовать одновременно обеими руками.

В раннем дошкольном возрасте у детей происходит становление всех видов восприятия — зрительного, тактильного — двигательного и слухового формируются представления об окружающих предметах и явлениях. Поэтому ранее корректирование этих видов чувств очень важно, чтоб дальнейшем это не тормозили процессы обучения [6].

У детей с нарушениями интеллекта познание чувств развивается медленно и вяло без специального коррекционного воздействия. коррекционная задача педагога в основном и состоит в том, чтобы формировать у детей с нарушениями интеллекта способы ориентирования и пути поиска при выполнении различных заданий. На этом этапе необходимо вызывать интерес к предметам, к использованию их в деятельности, чем они могут быть полезны. В упражнениях и дидактических играх, в которых дети с нарушениями интеллекта действуют путем проб и ошибок, развивают у него внимание к предметам, их свойствам и умением учитывать эти свойства при применении в практике. Это тренирует и зрительное восприятие [23].

У ребенка с нарушениями интеллекта плохо развито восприятие в целом, а дидактические игры способствуют формированию. Чтобы психико-эмоциональное развитие учащегося проходило полноценно следует учить его адекватно и правильно воспринимать окружающую среду. Важно закрепить полученные образы восприятия и формировать на их основе определенные представления. Добиться этого можно применяя дидактические игры с отсрочкой, чтобы повторить тот или иной предмет и его свойства, называть его, определять качество и назначение. Это может вызвать в памяти у учащегося знакомое представление в любое время — ведь у детей с нарушениями интеллекта в большинстве случаев, слова им хорошо знакомые, означающие какой-либо предмет, могут вызвать соответствующий зрительный образ, а вот слова, слова обозначающие часть предмета, его качество, действия не вызывают у них зрительного образа. Это и многое другое составляет важную часть в коррекционном обучении у детей с нарушениями интеллекта [23].

Зачастую, у таких детей зрительные образы (если они есть) существуют отдельно от слова, а слово не связано со зрительным образом. Это слово не вызывает у учащегося никакого представления, он относит его к «невидимым». Ведь учащимся предлагают словесный материал в таких условиях, в которых свойство или отношение к предмету еще не выделено ими и не стало для них значительным. Поэтому так важно значение правильной организации дидактических игр и упражнений, которые направлены на соединение образа со словом, что влияет в дальнейшем на формирование представлений и становление полноценной речи. Работа над восприятием и развитием речевого аппарата сливается в единый процесс [21].

Для своевременного включения новых слов в процесс обучения необходимо, на первых порах ознакомления с предметом, узнать его качества, свойства и научить выделять эти свойства из других предметов, воспринимать и узнавать их. Правильное соединение слова с тем, что оно означает, закрепляет в сознании ребенка образ предмета и дает возможность вызвать данный предмет в памяти. Слово, которое вызывает в памяти учащегося нужное представление, может стать в дальнейшем основой понимания и восприятия словесных инструкций, правил, загадок, рассказов, сказок, независимо от ситуации, а в дальнейшем и самостоятельного чтения книг [17].

У детей с нарушениями интеллекта наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они плохо ориентируются в условиях практической задачи, слабо обобщают общественный опыт, а проблемные задачи вообще решить не в состоянии. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность учащегося, что она будет способствовать формированию у него умений и навыков решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А приобретенный при этом опыт даст возможность понимать и решать уже знакомые задачи, представляя и даже описывая [18].

Тактильно-двигательное восприятие имеет свою специфику, поэтому в дидактических играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие чаще всего происходит без помощи других органов чувств — осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным. Поэтому в игра специально создаются условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие. Для этого учащиеся могут закрывать глаза, педагог ставит ширму или использует «чудесный мешочек» и прочее. У детей с нарушениями интеллекта нет желания к тактильному обследованию предмета, поэтому самостоятельно он не овладевает ощупывающими движениями. Дидактические игры на развитие тактильно-двигательного восприятия помогают коррекции указанных дефектов. Не меньший вклад имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку сориентироваться в окружающем его пространстве, дает возможность совершать действия по звуковому сигналу. У детей с нарушениями интеллекта формирование слухового внимания и умения совершать действия в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. В дидактических же играх эта сторона развития значительно поддается коррекции [6].

Другая же сторона слухового восприятия связана непосредственно с развитием речи, так называемого «речевого» слуха. Трудности здесь связаны в первую очередь (при условии сохранности тонального слуха) с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка воспринимать и различать фонемы родного языка, служащая сенсорным эталоном, без которой невозможно овладеть фонетической стороной речи. У детей с нарушениями интеллекта, фонематические нарушения слуха бывают так велики, что их часто принимают за слабослышащих или ошибочно приписывают им алалию (моторную или даже сенсорную). Посему игры на развитие слухового восприятия имеют чрезвычайное значение. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые условия для формирования речи у детей с нарушениями интеллекта [10].

Очень важным в психическом развитии учащегося является формирование логического мышления и способность к анализу. Упражнения на логику следует проводить ярко и эмоционально, так как для детей с нарушениями интеллекта — это важное условие. Педагог своим эмоциональным настроем и поведением должен вызвать у него положительное отношение к игре. Так же важна искренняя доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется тандем, обеспечивающий желание ребенка действовать вместе с педагогом и добиваться положительных результатов.

Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит процессом обучения, организует детей. С другой же — выполняет роль участника игры, друга, наставника и направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости показывает как вести себя в игре. В дидактической игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием, дабы добиться хороших результатов в использовании дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны, прежде всего, учитываться такие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность и усложняемость выполнения заданий. Этой проблемой занимались такие ученые как: М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, A.M. Бородич, В.И. Рождественская, Е.А. Родина, М.Г. Генинг, Н.А. Гарман, А.Н. Гвоздев [5, 7, 8].

Учеными доказано, что развитие моторики руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики — это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Чаще всего учащиеся, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют мыслить, логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание, а также связная речь. Работа по развитию мелкой моторики должна вестись задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, дидактическим играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения рук, решают сразу две задачи: во-первых, они развивают общее умственное развитие ребенка, а во-вторых, закладывают основу к овладению навыкам письма.

Выводы по II главе

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует умственных усилий, сосредоточенности, внимания, а также умения осмыслить правила, умения последовательно выполнять действия и преодолеть трудности.

Они способствуют развитию у учащихся глубоких ощущений и восприятий, формированию представлений об окружающем пространстве и усвоению знаний. Дидактические игры дают возможность обучать детей различным способом решения тех или иных умственных, логических и практических задач. В этом и состоит их развивающая роль.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра делает процесс обучения эмоциональным и действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт. Основная задача коррекционного педагога в том, чтобы сформировать у детей с нарушениями интеллекта способности к поиску и пространственной ориентации при выполнении заданий. Красочное и динамичное проведение дидактической игры — это залог успешного обучения и хорошего настроения детей с нарушениями интеллекта.

Проведенное теоретическое исследование, которое мы посвятили проблеме использования дидактических игр в начальных классах вспомогательной школы, позволило с успехом выполнить поставленные задачи и цели.

Изучив состояние исследуемой проблемы в педагогической теории, мы пришли к следующим выводам:

— Стремительно развивающееся современное общество требует от специальной школы наиболее результативных методов обучения и воспитания, которое и стоит перед начальным звеном образования;

— Мы определили содержание и структуру дидактических игр, а также и целесообразность ее использования на уроках во вспомогательной школе;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Методическая разработка мелкая моторика игры с водой

— Выяснили, что методика проведения дидактических игр должна соответствовать определенным требованиям и стандартам обучения.

Пришли к выводам, что духовная жизнь ребенка полноценна тога, когда он может почувствовать себя в мире сказки, творчества и фантазии.

Игра в учебном процессе подбирается с учетом эмоциональных и психофизических особенностей детей, создает мотивационную среду, близкую к естественной, пробуждает интерес и повышает уровень учебного труда, а также развивает коммуникативные навыки.

Основная задача вспомогательной школы заключается в формировании личности и адаптации ее к жизни в современном обществе, готовности к коммуникации и способности выполнять свою работу в коллективе. А также выработке таких черт, как доброта, сострадание, справедливость, восприятие красоты и терпимости, чувства совести, понимания радости того, кто рядом и чувства собственного достоинства.

В процессе дидактических игр решаются не только учебные задачи, но и коррекционные. Поэтому игра — это не только форма и метод обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, но и критерий оценивания, по которому определяется уровень развития школьника Дидактические игры дают возможность учителю повысить уровень восприятия и понимания учащимися учебного материала, разнообразить его коррекционно, а в учебную деятельность привносят элемент любопытства и ажиотажа.

Список использованной литературы

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. — М .: Просвещение, 1987. — 176 с.

2. Бабюк А., Колос Т., Сапожко И., Каминская Т. Интеграция учебно-воспитательного и коррекционного процессов в начальной школе // Начальная освита.-2011-№ 25.- С. 6-8.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М .: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.

4. Высоцкая А., Лапин А. Программа для вспомогательной школы. Ориентировочная тематика воспитательных мероприятий (1-4 классы) // Дефектология. — 2011. — № 2. — С.25 — 31.

5. Глушко Л. Математические игры для первоклассников // Начальное образование. — 2008. — № 48. — С. 11 — 12.

6. Гуть Н. Формирование положительного отношения к обучению у детей с особыми потребностями // Дефектолог. — 2011. — № 8. — С. 3 — 9.

7. Друзь С. В. Познавательные задачи по ознакомлению с окружающим миром в 1-2 классах. — М .: Сов. школа, 1990. — 128 с.

8. Ефименко Л. Учебные и познавательные игры экологической направленности // Начальное образование. — 2011. — № 22. — С. 13 — 17.

9. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. — М .: Просвещение, 1974. — 392 с.

10. Коберник Г. М., Синев В. Н. Основы дефектологии. — М .: Высшая школа, 1994. — 143 с.

11. Коваленко О., Епифанова Т. Подвижные игры с интеллектуальной нагрузкой // Начальное образование. — 2008. — № 48. — С. 5 — 7.

12. Компанец Н. Готовность к обучению чтению: индивидуальный подход // Дефектология. — 2011. — № 2. — С. 20 — 24.

13. Костюченко Т. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальное образование. — 2008. — № 47. — С. 13 — 16.

16. Основы специальной дидактики / Под ред. И. Г. Еременко. — М .: Сов. школа, 1986. — 200 с.

17. Отрышко Ю. Игры и игровые приемы на занятиях по развитию речи // Дефектолог. — 2011. — № 8. — С. 24 — 28.

18. Паук Л.А. Компетентный подход к организации учебной и игровой деятельности младших школьников в условиях модернизации образования // Начальное образование. — 2009. — № 5-7. — С. 49 — 51.

19. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. — М .: Просвещение, 1972. — 128 с.

20. Подгорная Н. И., Бибик Н. М., Скрипченко Н. Ф. Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе. — М .: Сов. школа, 1988. — 63 с.

21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М .: Просвещение, 1986. — 192 с.

23. Стадненко Н. М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. — М .: Сов. школа, 1980. — 144 с.

24. Стратилат И. Поиграйте с нами! // Начальное образование. — 2008. — № 48. — С. 3 — 4.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения. Понятие дидактической игры. Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста изобразительному искусству.

Дидактические игры как ведущая деятельность в обучении математики. Экспериментальное исследование использования различных дидактических игр при обучении математике при помощи квеста. Подготовка учеников младшего школьного возраста к прохождению квеста.

Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Виды дидактических игр по цветоведению. Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных возрастных группах.

Дидактические игры в обучении математике младших школьников. Применение дидактических игр на уроках математики. Исследование работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности на уроках математики младших школьников.

Дидактическая игра как средство развития умственно отсталых учащихся в процессе коррекционно-развивающего обучения. Особенности изобразительной деятельности детей. Методические разработки дидактических игр, используемых в педагогическом процессе.

Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Понятие дидактической игры, её структура, особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Использование дидактических игр в разных возрастных группах.

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей школьников. Разновидности дидактических игр. Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики. Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике.

Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие, силу голоса и темп речи, речевое дыхание, правильное звукопроизношение. Игры и упражнения для сенсорного развития и моторики.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры: структура и виды. Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания, любознательности, наблюдательности, познавательных и умственных способностей детей.

Формирование у детей математических представлений с использованием дидактических игр. Решение задач на смекалку. Логические упражнения в обучении детей математике. Игры на воссоздание изображений. Загадки-шутки, занимательные вопросы в обучении детей.

Источник: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a3ad69b4c43a89521206c36_0.html

Дидактические игры и упражнения по развитию мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Условия, задачи и описания игр для развития мышления у детей с нарушением интеллекта: «Четвертый лишний», «Как это можно использовать?», «Путешествие по волшебному городу», «Удивительный квадрат», «Наоборот», «Похоже-непохоже», «Делаем по-разному».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Дидактические игры и упражнения по развитию мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

· умения классифицировать предметы.

Количество играющих: два и более.

Описание игры: ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.

Комментарий: для младших детей лучше подбирать группы, имеющие четкие различия, например: одежда — музыкальный инструмент, фрукты — животные. Для детей постарше задачу можно усложнить. Например, найти лишнее в группе: тополь, ель, береза, дуб (лишней будет ель, так как она относится к хвойным деревьям, а остальные названия — к лиственным). Если дети затрудняются ответить, нужно предложить им порассуждать. Взрослый должен помогать детям наводящими вопросами, потому что дети часто выделяют второстепенные признаки, не обращая внимания на главные

Как это можно использовать?

Количество играющих: один или более. ,

Описание игры: взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например: взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, построить кораблик, шапку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д.

Комментарий: детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета

Путешествие по волшебному городу

· Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и творческие способности.

· Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.

· Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.

Используемый материал: листы в клетку.

Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному городу. И этот город будем рисовать все вместе. В этом городе живут хорошие, добрые люди. Но почему-то их кто-то невзлюбил. Кто это мог быть? Почему? И поэтому пришлось им построить вокруг города стену. Зачем? Стена должна быть ровной и крепкой. Ваши ошибки — это лазейки для врагов <Рисунок 2>.

Однако эта стена оказалась очень маленькой, и враги свободно преодолевали ее. Тогда жители города построили вторую стену <Рисунок 3>.

Жили в этом городе люди, как и мы, в разных домах — маленьких деревянных и больших многоэтажках. А чтобы домики были похожи на домики, дорисуем им крыши, окошки и т.д. <Рисунок 4, 5>.

А различные грузы перевозили на больших машинах. Что можно перевозить на грузовых машинах? <Рисунок 7>.

На помощь пришел робот <Рисунок 10>

(Продиктовав половину задания, попросить нарисовать вторую половину по образцу в зеркальном отражении)

Дорисуйте роботу все необходимое (лист можно переворачивать), придумайте про него сказку, а также волшебные слова, которые нужно сказать роботу, чтобы отремонтировать светофоры.

Развивать внимание, логическое мышление.

Используемый материал: форма для заполнения, желательно на отдельном листе, геометрические фигуры <Рисунок 11, 12>.

· До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке.

· Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.

· Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.

· Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые форме.

· Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.

· Не двигая фигурки, сделай так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок с фигурками на 90?)

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по цвету.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых по форме.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме.

Разложи фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна или две фигурки уже стоят на своих местах <Рисунок 13, 14>.

· развитие скорости мышления,

Количество играющих: 6—8 человек.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» (можно придумать. пары слов: вверх — вниз, далекий — близкий, храбрым трусливый, клеить — рвать, север — юг и т. д.). Когда кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ

Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести .правило «горячего» мяча.

Количество играющих: два или более.

Описание игры: дети садятся в кружок. Взросл ми м дает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет. (пока — ученик, подмастерье, яйцо, утенок, желудь, мальчик, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, моржонок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т. д.)?».

Комментарий: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т. д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника и т. д.

Детям также можно предлагать предметы, объединенные одной тематикой (растения, животные и т. д.).

Количество играющих: два или более.

Описание игры: дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был. (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д.)?».

Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки

· операций анализа и синтеза.

Возраст: 4,5—8 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Описание игры: картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли всо картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: две картины.

Описание игры: рядом ставят две картины. Дети делятся на две команды, одна из которых должна найти сходство между ними, а другая — различия.

Комментарий: детям дается время, в течение которого идет групповое обсуждение. Затем выходят по одному участнику от команд и начинается «поединок». Капитаны могут обращаться за помощью к своей команде. Побеждает та команда, которая нашла больше отличий (или сходных черт).

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети показывают, как можно сделать что-то по-разному. Например: идти — быстро, прогуливаясь, вприпрыжку, устало; прыгать — через скакалку, на одной ножке, через барьер, в высоту и т. д,

Комментарий: команду к выполнению какого-либо действия может давать взрослый, а может и кто-то из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей, можно ввести дополнительное правило: ребенок, не успевший быстро сменить движение, выбывает из игры.

Подобные документы

Развитие мышления в онтогенезе. Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников. Разработка и апробация формирующего эксперимента по развитию наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Особенности формирования мышления у детей с нарушениями зрения. Диагностика элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Влияние режиссерской игры на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста.

Отбор форм, методов работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в аппликативной деятельности. Использование нетрадиционных техник аппликации как средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, их клиническая характеристика. Функции речи и их нарушения у детей с умственной недостаточностью. Коррекционная помощь дошкольникам с умственной отсталостью. Методики развития речи.

Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность у здоровых детей и детей с нарушением интеллекта дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Развитие моторики детей с нарушением интеллекта с учетом особенностей организма.

Речь — фактор развития человека. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Клиническая характеристика нарушений речи детей с умственной недостаточностью. Методики коррекционной помощи дошкольникам с такими нарушениями.

Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, его значение в формировании других психических функций. Методы диагностики и комплекс занятий. Эффективность коррекционно-развивающего обучения.

Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие. Проект «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста».

Значение геометрического материала для развития детей дошкольного возраста. Геометрические фигуры как средство развития операции мышления. Дидактические игры и упражнения для закрепления представлений о фигурах. Основная цель игры-головоломки «Пифагор».

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта, клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей. Методики изучения развития речи, содержание коррекционной помощи.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00054126_0.html

Картотека по теме:

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Особенности детской игры в дошкольном возрасте

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Картотека игр и

с нарушениями интеллекта

Учитель: Гладык Т. Р.

Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированная произвольность поведения, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми игровых правил, принятию на себя определённой роли в игре. Крайне низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего затрудняют выполнение детьми действий в игре.

Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют педагогов уделять данному разделу специальное внимание. В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.

Упражнение «Твердый — мягкий»

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: "Твердая щетка. Мягкая ватка" Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую — для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий

Упражнение «Поиграем с тестом»

Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.

Упражнение «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.

Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Упражнение «Веселый массаж»

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки — бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку — ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка),

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),

Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).

Упражнение «Мокрое — сухое»

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй — вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»

Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.

Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»

Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая — мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги — неровная, шершавая; шелковистая — гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.

Варианты: набор таблиц можно расширить: — неровной — наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Развитие слухового восприятия и памяти.

Упражнение «Найди такую же»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом

Упражнение «Найди лишнюю»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать "лишнюю".

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Упражнение «Кто там»

Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.

Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: "Кто это? Как кричит?" Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» — кошка, «му» — корова, «ква» — лягушка и др.

Упражнение «Кто молчал»

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака — «ав-ав», потом кошка — «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).

Упражнение «Кто пришел»

(является продолжением упражнения «Кто сначала — кто потом).

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)

Предложите ребенку стать "зеркалом" (обезьянкой) и повторять позы, ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком, меняйте положение рук: "руки в стороны"; "руки наверху", "одна рука вперед, другая — на голову и т.п.

Развитие схемы тела и лица.

Упражнение «Делаем вместе»

Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком): Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ — топ, топ — топ!

Хлоп — хлоп — хлоп!

При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.

Упражнение «Поставь по порядку»

Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова "сначала", "потом", демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

Упражнение «Водичка, водичка»

Рассказывайте сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка! Умой мое личико,

Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,

(совершайте воображаемые действия руками по лицу)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.

«Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как коробочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Имитационные упражнения для рук

Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки — ладушки, Ладушки — ладошечки,

Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.

Упражнение «Собери картинку»

На листе бумаги нарисован контур животного — кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:

Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).

Упражнение «Сорока — сорока»

Взрослый активизирует движения пальцев рук, формирует положительный эмоциональный настрой на совместные действия. Он действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки.

Упражнение «Гули — гули»

(машет руками) (кладет руки на голову малыша) (разводит руки ребенка в стороны)

Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст: Прилетели гули-гули голубочки,

На головку сели гули моей дочке.

«В гости к мишке (собачке, кошечке, курочке, зайчику)»

Формируйте интерес к игрушкам-животным, учите воспроизводить характерные движения животных, подражать звукам, свойственным каждому из них. Демонстрируйте имитационные и игровые действия с игрушками-животными (угостить, погладить, напоить, ходить друг к другу в гости). Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«В гости к кукле Кате»

Формируйте интерес к кукле, желание играть с ней. Учите детей различным игровым действиям с куклой в соответствие с ее функциональным назначением: здороваться, угощать, кормить, положить спать в кроватку/коляску, причесывать, катать на машине и др. Воспитывайте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к заменителю человека (не брать за волосы, не таскать за ногу).

«В гостях у матрешки (неваляшки)»

Познакомьте ребенка с матрешкой и игровыми действиями: разбирать — собирать, угощать, ходить в гости, катать на машине. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«Кукла (зайка, мишка) заболела»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией. Обучайте игровым действиям: уложить куклу в постель, поставить градусник, дать лекарство, напоить чаем. Организуйте игровое взаимодействие, действуя совместно и по правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Кукла (зайка, мишка) завтракает»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией (во время завтрака посадите рядом с ним куклу, кормите ребенка и куклу по очереди). Во время игры (как отдельно организованного занятия) обучайте ребенка игровым действиям с игрушкой: кормить, поить куклу, используя кукольную посуду. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами, способами действия (нанизывать кольца на стержень без учета величины, затем с учетом величины колец).Формируйте игровые действия с различными видами пирамидок (выполненной из мягких материалов, деревянной, пластмассовой, в виде елочки, животного). Обучайте ребенка способам взаимодействия в паре: устанавливайте положительный эмоциональный контакт с партнером по игре, распределяйте действия, действуйте по правилу очередности.

«Кукла Таня (зайка, мишка) хочет спать»

Демонстрируйте ребенку игровые действия: умывайте куклу, раздевайте ее, баюкайте в кровати или коляске. Организуйте игровое взаимодействие, распределяя действия. Доверьте ребенку выполнение доступных действий — вытереть полотенцем лицо, накрыть одеялом, баюкать, качать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой (баюкать ласковым голосом, бережно укладывать в кровать, накрыть одеялом только плечи, а не голову и пр.). Переносите усвоенные игровые действия с одной игрушки на другую.

Рисование пальчиковыми красками

Рисование пальчиковыми красками — прекрасный способ привлечь внимание ребенка к краскам и их свойствам (цвету, консистенции), организовать движения его рук (размазывать краску по листу бумаги, «печатать» пятна, проводить линии), научить создавать простейшие предметные изображения. Цветовые пятна, выполненные кулачком, пальцем, тычком (поролоновая подушечка, закрепленная на конце карандаша) волшебным образом (с помощью взрослого) превращаются в бабочку, жука, ромашку, следы мишки на снегу.

«Купание мишки (зайки)»

Демонстрируйте ребенку воображаемые предметно-игровые действия (купание без воды). Привлекайте его к совместному выполнению отдельных игровых действий: подать мыло (кубик), потереть мочалкой (рукой), накрыть полотенцем и др. Переносите игровые действия с одной игрушки на другую.

Организуйте игру ребенка в домашнем игровом уголке с заданным набором игрушек (знакомых по предыдущим занятиям). Побуждайте ребенка к самостоятельному выбору игрушки и игровым действиям с ней. Учить ребенка передавать свои предпочтения в выборе игрушки доступным ему способом (взглядом, пантомимикой, жестом, вокализациями, речью).

Демонстрируйте ребенку игровую ситуацию. Обучайте игровым действиям: раздевать куклу, купать в воде, мыть отдельные части тела, вытирать куклу полотенцем, заворачивать ее в одеяло. Организуйте игровое взаимодействие, доверяя ребенку выполнение доступных действий: купать, вытирать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой — бережно относитесь к кукле как заместителю человека, ласково обращайтесь к ней.

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Предметно-практические игры с игрушками

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами (лежит, прыгает, катится). Демонстрируйте различные способы действия в соответствии с его функциональным назначением: кидайте по дорожкам, желобу, прокатывайте мяч через ворота, сбивайте кегли, расположенные в конце желоба, забрасывайте мяч в корзину и др. Организуйте совместные с ребенком игровые действия с мячом. Сформированные умения используются в подвижных играх.

Упражнение «Найди и покажи»

Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Упражнения для развития мелкой моторики руки '

(любое по выбору ребенка)

Сложи фасоль в бутылку. Возьми прищепки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из под льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.

Упражнение «Покажи у куклы (мишки, зайки)»

Рассказывайте потешку: Водичка, водичка!

Умой кукле личико, Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик, Умой кукле носик,

Умой кукле ушки!

(совершайте воображаемые действия — "умывайте куклу")

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой.

При наличии двигательных затруднений действуйте

В качестве вариантов задания используют

различные стихотворные тексты, например:

Заболела кисонька, Кисонька — беляночка.

Заболела у кисоньки головушка: (Поглаживает голову)

Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку (руку)

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Заболел у кисоньки животик:

Ой — ой! поглаживает животик

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для .

Профессиональная и социальная адаптация учащихся- выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в условиях профессионального училища помогает им стать полноправными гражданами н.

Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте.

В картотеке представлены игры и игровые упражнения направленные на формирование просодических компонентов речи.

Система работы по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников.

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения обще.

СодержаниеВведение…………………………………………………………. 3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/06/09/kartoteka-igr-i-igrovykh-uprazhneniy-dlya-detey

Ссылка на основную публикацию