Дидактические игры для детей с интеллектуальной недостаточностью

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Дидактическая игра в обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью

Рассмотрение методики применения дидактической игры в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Использование дидактической игры как метода обучения математике умственно отсталых детей. Обучение счёту и развитие логического мышления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

дидактическая игра ителлектуальная недостаточность

2. Дидактическая игра как метод обучения математике

1. Дидактическая игра в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Дидактические игры — эффективное средство закрепления навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка имеющего интеллектуальные недостатки в повторении нужных тем.

Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения посредством активной интенсивной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые действия.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с нарушением интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

2. Дидактическая игра как метод обучения математике

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. игры с цифрами и числами

2. игры путешествие во времени

3. игры на ориентирование в пространстве

4. игры с геометрическими фигурами

5. игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на — нижней.

Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини — Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

Вторая группа математических игр (игры — путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник — первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда — середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя.» Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строются с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», — «Ночью, когда в группе никого не было» — говорится детям, — «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.» Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. «. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется — т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающая игра про геометрические фигуры для детей

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

1. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. ‘ центр ВЛАДОС, 2001

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00163606_0.html

Дидактические игры для развития речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Дошкольная организация № 17 «Шұғыла»

857847872045Дидактические игры для развития речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Дефектолог: Шарова О.Г.

Дидактические игры на развитие речевого общения детей

1. Игра «Передай колокольчик»

Цель: Формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Оборудование: колокольчик. Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог встаёт в середину с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Улжан, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовёт следующего, называя его по имени. Если некоторые дети не могут произносить имена, они могут пользоваться указательным жестом.

Цель: Вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей. Ход игры: Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребёнок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поёт песенку вместе с детьми:

«Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи».

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает на свою роль другого ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг.

3. Игра «С кем играть?»

Цель: Продолжать учить деловому общению, обращаться друг к другу по имени, играть вместе. Оборудование: кукла и коляска, грузовая машина и кубик, плита, кастрюля и сковорода, кегли и шары. Ход игры: Педагог вместе с детьми рассматривает игрушки и показывает (напоминает), как нужно с ними играть. Затем прячет каждую игрушку в коробочку, перемешивает их и раздаёт детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ищут партнёра по игре, обращаясь к нему с предложением: «Даша, давай поиграем вместе». Дети самостоятельно договариваются об очерёдности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог помогает им, если нужно.

4. Игра «Лови и назови»

Цель: Расширять и уточнять словарный запас детей; развивать связную речь. Оборудование: мяч. Ход игры: Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга, он предлагает поиграть: «Я буду бросать каждому мяч и предлагать повторить сказанное мной слово». Например, педагог бросает мяч и говорит: повтори слово «мама», ребёнок по просьбе педагога проговаривает слово. При необходимости педагог помогает детям.

5. Игра «Кому какое угощение?»

Цель: Учить соотносить угощения картинки животных с картинками угощений для них; развивать речь, память и внимание детей. Оборудование: картинки с изображением ежа, козы, медведя, белки и т.д.; картинки с изображением грибов, яблок, капусты, малины. Ход игры: Педагог раскладывает перед ребёнком все картинки и просит рассказать, кому какое нужно достать угощение.

Игра на развитие голоса

1. Игра «Передай соседу»

Цель: развитие силы голоса, обучение детей говорить шёпотом и громко. Оборудование: игрушки или предметы по изучаемой лексической теме. Ход игры: Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый шёпотом (громко) называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот так же шёпотом (громко) передает следующему и т. д. по цепочке.

Игры на координацию речи с движением

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями, закрепление понятий «далеко», «близко», «высоко», «низко». Ход игры: Дети произносят слова и одновременно выполняют движения:

Посмотрите, самолет (руки разведены в стороны и изображают крылья самолета) Отправляется в полет: Мы летаем высоко, (руки поднять вверх) Мы летаем низко, (руки опустить вниз, присесть) Мы летаем далеко, (руки протянуть вперед) Мы летаем близко. (руки прижаты к груди).

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями, закрепление понятий «право», «лево». Ход игры: Дети произносят потешку и одновременно выполняют движения:

Вот мои сапожки: ( нагнуться и показать широким жестом обеих рук на ноги) Это с правой ножки, ( выставляется на пятку правая нога, ладони обеих рук гладят ногу в направлении снизу вверх) . Это с левой ножки, ( выставляется на пятку левая нога, ладони обеих рук гладят ногу в направлении снизу вверх) Хороши сапожки! Топ – топ – топ… ( дети топают ногами)

3. У мишки дом большой.

Цель: развитие подражательных движений, воображения, умения синхронизировать речь с движениями. Ход игры:

У мишки дом большой, ( Дети поднимаются на носки, руки тянут вверх.) У зайки домик маленький ( Дети присаживаются на корточки, руки опускают к полу.) Мишка наш пошел домой, ( Шагают по – медвежьи.) А за ним и заинька. ( Прыгают по – заячьи.)

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д 2. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия овощей, их цвета. Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

3. «Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти. борудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи. Ход игры: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи. Ход игры: Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).5. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами. Ход игры: Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Веселые игры маленьких детей

6. Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из двух частей. Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и «Груша» (вертикальный разрез), разрезанные на две части. Ход игры: Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку

7. «Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть

8. «Кто во что одет?»

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки. Ход игры: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти — платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки — длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.

9. «Угостим медведей чаем»

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя». Ход игры: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка — тарелочка ложка ложечка.

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме. Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь). Ход игры: Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака — это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

11. «Кто как кричит?»

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. Оборудование: мяч. Ход игры: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав гав» (собака), «Му му» (корова). «Иго го» (лошадь).

12. «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра

13. «Кто где спрятался?»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Оборудование: игрушечная кошечка или собачка. Ход игры: Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказ от, где игрушка, выделяя предлог голосом.

Дидактическая игра с предметами

1. « Новоселье куклы»

Цель: Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушкам, аккуратность, желание играть со сверстниками; развивать мышление, внимание и память детей. Ход игры: В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся только к одному слову, названному взрослым. Предметы надо класть или ставить в определенное место.

2. «Кукла Катя проснулась»

Цель: Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей, развивать внимание, память.Ход игры: Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой — маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

3. « Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить знания детей о столовой, чайной посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Ход игры: Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка — грозят пальчиком.

Цель: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх; развивать память и внимание детей. Ход игры: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

  • WebUrokCom_44ec39b7907525

Размер файла: 706 kB Загрузок: 0

Источник: http://weburok.com/2199957/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82/

Дидактические игры на уроках математики у детей с интеллектуальными нарушениями

Статья: "Дидактические игры на уроках математики у детей с интеллектуальными нарушениями"

Просмотр содержимого документа

«Дидактические игры на уроках математики у детей с интеллектуальными нарушениями»

Дидактические игры на уроках математики

у детей с интеллектуальными нарушениями

Галкина Елена Васильевна,

учитель, олигофренопедагог ГБОУ

«Специальная школа-интернат г. Задонска»

Специальная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недо­развития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе.

Трудности в усвоении учебного материала учащи­мися специальной школы нередко приводят к сни­жению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым, предметом становится ма­тематика. Это и понятно, так как для овладения мате­матическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся специальной (коррекционной) школы резко снижены.

Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мо­билизовать их внимание, активизировать их деятель­ность.

Учителя специальной школы используют с этой целью разнообразные методы и приемы преподавания математики, привлекая красочный дидактический ма­териал и наглядные пособия, чем вовлекают учащихся в практический процесс овладения предметом.

Одним из эффективных средств пробуждения живо­го интереса к учебному предмету, наряду с другими ме­тодами и приемами, использованием разнообразия дидактических материалов, является дидактическая игра.

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд уча­щихся. Это позволяет снова организовать и сделать бо­лее продуктивной работу школьников.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее зна­чение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. Исследования показали, что у умственно отсталых потребность в игре возникает гораздо позже, чем у нормально развиваю­щихся детей.

Умственно отсталые дети играют на уроках, исполь­зуя дидактический материал, учебные пособия в каче­стве игрушек, не понимая их учебного значения.

Желание играть, потребность в игре у умственно отсталых школьников необходимо использовать и на­правлять в целях решения определенных учебных задач. Игнорирование этих потребнос­тей в учебно-воспитательной работе означало бы игно­рирование особенностей развития умственно отсталого ребенка.

В игре удается приковать внимание умственно от­сталых детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогичес­кие задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидак­тические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обу­чением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидакти­ческой игры, которая удовлетворяет требованиям, вы­текающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для умственно отсталого ребенка переход к серьезной учеб­ной работе.

Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку для его обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятель­ности, стремление к достижению поставленной цели постепенно переключается на учебные занятия. Перво­начально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр; чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Учитель привлекает но­вые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения умственно отсталого ребенка умению пользо­ваться дидактическими играми на начальных этапах обучения.

Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участво­вать в игре. У ученика возникает интерес к учебному предмету.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно до­биться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков, которые пригодятся на уроках в старшей школе. В игре учащиеся незаметно для себя выпол­няют большое число математических действий, упраж­нений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т. д. Внимание ребенка при­ковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического харак­тера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в специальной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизиро­вать внимание обучающихся на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое на­строение, так как она наиболее близка ребенку.

Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечи­вают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной дея­тельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Это свидетельствует о корригирующей роли дидакти­ческих игр.

Дидактические игры позволяют индивидуализиро­вать работу на уроке, давать задания, посильные каж­дому ученику, с учетом его умственных и психофизи­ческих возможностей и максимально развивать способ­ности каждого школьника.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспи­тываются воля и характер.

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, обле­ченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных русских и зарубежных олигофренопедагогов и врачей еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Жан Итар (1775—1838), Эдуард Сеген (1812—1880), Декроли (1871—1932), Мария Монтессори (1870—1952), Е. К. Грачева (1866—1934), А. Н. Граборов (1885—1949) широко использовали дидактичес­кие игры и подчеркивали их огромную роль в воспита­нии и обучении умственно отсталых детей.

Олигофренопедагоги смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд для умственно отсталых детей, который требует напря­жения всех духовных и физических сил.

Создалась целая система игр, направленных на раз­витие внешних чувств. Таковы игры, созданные Ж. Итаром, Э. Сегеном, Декроли, Марией Монтессори. Но несмотря на то что они создавались с целью раз­вития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память умственно отсталых. Эти игры служили подготовительной сту­пенью к развитию интеллектуальной деятельности детей.

Почти все игры, созданные для обучения и воспи­тания интеллектуально неполноценных детей, предпо­лагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех этих игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительнос­ти, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка, ак­тивизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоя­тельно использованы в любой обстановке.

Известные русские олигофренопедагоги и психологи А. Н. Граборов, Г. Я. Трошин высоко ценили игры в деле воспитания и обучения умственно отсталых детей. Игру они считали самым точным показателем прояв­ления детских способностей, возможностей. «Степень отсталости ребенка характеризуется теми играми, на которые он бывает способен» 1 , — писал А. Н. Грабо­ров.

Российские и советские олигофренопедагоги видели в игре источ­ник физического и психического развития ребенка, мо­гущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышеч­ного чувства, слуха. В игре все внешние чувства уп­ражняются, а следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интел­лектуальные процессы, как память, мышление, вообра­жение. «. Нет. ни одной способности, — писал А. Н. Граборов, — которая не упражнялась бы в игре. Все высшие чувства находят в играх благодатную поч­ву для своего развития» 2 .

Игра рассматривалась как способ обогащения зна­ний детей, расширения их кругозора, уточнения поня­тий. «Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сфе­ру своего мышления: в игре он открывает новые свой­ства вещей и явлений и получает о них более точные понятия. » 3 .

При обучении игра рассматривалась как метод на­ряду с другими методами и приемами.

Советские олигофренопедагоги считали, что обучение умственно отсталых детей должно быть по­строено ярче и эмоциональнее, чем для их нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких де­тей надо постоянно будить, и занятия, носящие харак­тер игры, могут с успехом служить этой цели. Особен­но высоко ценились игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изо­бражались предметы окружающей ребенка действи­тельности. Такие игры особенно увлекали умственно отсталых детей и пробуждали интерес к изучаемому материалу. «Эти пособия, — пишет Е. К. Грачева,— могут служить повседневными игрушками. Теряя обя­зательность урока, они выигрывают в глазах ребенка, и последний часто с помощью товарища долго играет и возится с ними, подбирая их па тому требованию, ко­торое предъявляется к ним, как к учебному пособию» 1 .

Особенно большое значение придавалось дидакти­ческим играм при повторении. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети с большим трудом запо­минают учебный материал и быстро его забывают. По­этому повторение во вспомогательной школе приобре­тает особое значение. Но проходит оно более успешно при условии разнообразия форм, на различном мате­риале и лучше всего, как подчеркивает Е. К. Грачева, игровом.

В настоящее время в специальной школе ди­дактические игры находят широкое применение на уро­ках учителей математики. Ряд интерес­ных и полезных математических игр разработан Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой и описан в методи­ческих пособиях по математике. Автор рекомендует дидактические игры тесно увязывать с практическими жизненными задачами и делами детей. Некоторые игры рекоменду­ется изготовлять самим детям под руководством учи­теля и пользоваться ими как на уроках, так и в сво­бодное от учебных занятий время. Ряд дидактических игр, особенно на развитие пространственных представ­лений, представлений о форме, величине, цвете предме­тов, можно переносить с уроков математики на уроки ритмики, физкультуры, во внеклассные заня­тия и часы досуга детей.

Дидактические игры математического содержания имеют большое значение для лучшего понима­ния и закрепления математического материала, для успешного проведения коррекционно-воспитательной работы со школьниками, для более успешно­го вовлечения умственно отсталого ребенка в серьез­ную учебную деятельность через дидактическую игру и упражнения занимательного характера.

1 Граборов А. Н. Игра и ее значение в развитии ребенка,— «Вестник психологии», т. XII, вып. 4. Пг., 1916, стр. 18.

2 г Там же, стр. 28.’

‘Грачева Е. К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка. М.—Л., Учпедгиз, 1932, стр. 63.

Источник: http://multiurok.ru/index.php/files/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-u-di.html

Ссылка на основную публикацию