Дидактическая игра активизации словаря детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря.

Сборник предназначен для воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях.

1. Игры на обогащение словаря новыми словами.

2. Игры на активизацию словаря.

Игры на обогащение словаря новыми словами

Д/и «Кто как голос подает?»

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.

Игровая задача: развивать память и речь детей.

Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Игровые действия: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря:

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает

o соловей — поет

o кукушка – кукует

o петух – кукарекает.

Дидактическая задача: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Игровая задача: помощь товарищу соотнести картинки одни – много.

Игровые правила: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Игровой материал: кукла Маша.

Игровые действия: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря:

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок;

Помидор – помидоры – много помидоров.

Д/и «Угадай игрушку»

Дидактическая задача: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.

Игровая задача: узнать по описанию игрушку.

Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Игровые правила: рассмотреть, послушать, узнать игрушку и сказать, как называется.

Игровые действия: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.

Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь детей.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.

Игровые действия: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.

Слова для обогащения словаря:

Врач — лечит. Учитель — учит.

Продавец — продает. Маляр — красит.

Портной — шьет. Дворник — подметает.

Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.

Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.

Д/и «Деревья и их плоды»

Дидактическая задача: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Игровая задача: узнать плоды деревьев.

Игровой материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Игровые правила: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды.

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.

Слова для обогащения словаря: ель, рябина, каштан, липа, клен, шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.

Игры на активизацию словаря

Дидактическая задача: активизировать словарь по теме, учить детей определять и называть обобщенное слово.

Игровая задача: развивать ловкость, умение уважительно относиться к сверстникам.

Игровой материал: мяч.

Игровые правила: поймать мяч, назвать предметы одним словом (обобщающим, вернуть мяч.

Игровые действия: Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Слова для активизации словаря:

Волк, заяц, корова.

Воробей, курица, соловей.

Курица, орел, гусь.

Олень, слон, белка.

Индюк, утка, голубь.

Собака, ворона, сорока.

Дидактическая задача: активизировать словарь уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Игровая задача: внимательное отношение друг к другу.

Игровой материал: корзина, овощи (огурец, помидор, картошка, тыква, перец, капуста, морковь).

Игровые правила: узнать овощ, назвать, образовать уменьшительно-ласкательную форму.

Игровые действия: Воспитатель приходит в наряде «Осени» и говорит: «Урожай собрала, хотите узнать, что я собрала? Вот – огурец, а как мы можем назвать огурец ласково? Как мы можем назвать одним словом то, что я собрала?»

Слова для активизации словаря:

Дидактическая задача: активизировать словарь прилагательных.

Игровая задача: развивать уважительное отношение.

Игровой материал: коробка – посылка, фишки, игрушки из пластмассы, резины, плюша, металла, глины, стекла, бумаги, картона, кожи.

Игровые правила: достать игрушку, определить из чего она сделана, сказать например: «Кубик сделан из пластмассы, значит игрушка пластмассовая». Кто правильно скажет, тот получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игровые действия: Воспитатель: «Нам прислали посылку из игрушечного магазина. Посмотрим, что там лежит? Скажите, как называется эта игрушка? Если игрушка сделана из дерева, она какая? — … (деревянная).

Слова для активизации словаря:

Из пластмассы — … (пластмассовая);

Из резины — … (резиновая);

Из плюша — … (плюшевая);

Из металла — … (металлическая);

Из глины — … (глиняная);

Из стекла — … (стеклянная);

Из бумаги — (бумажная);

Из картона — … (картонная);

Д/и «Закончи предложение»

Дидактическая задача: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме «Профессии».

Игровая задача: помощь закончить предложения.

Игровой материал: картинки на тему «Профессии».

Игровые правила: послушать и закончить предложение.

Игровые действия: Воспитатель: «Ребята предлагаю отправиться в картинную галерею, где идет выставка на тему: «Профессии». Нам надо рассмотреть картину, послушать начало предложения и закончить его».

Слова для активизации словаря:

Повар чистит ножом ….

Столяр строгает рубанком ….

Маляр красит кистью ….

Фермер косит косой ….

Парикмахер укладывает феном ….

Портной кроит ножницами ….

Лесоруб рубит топором … .

Дидактическая задача: расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

Игровая задача: помощь узнать слова осени.

Игровой материал: красные и желтые листья

Игровые правила: услышать слова, относящиеся к осени и поднять листочек, фишки получают правильно поднявшие листья.

Игровые действия: Воспитатель: «Мы сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры детей android

Слова для активизации словаря: опадают, поспевают, расцветают, хмурая, зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, желтеют, моросит, улетают, пасмурная, ветреная, холодная.

Д/и «Зимующие и перелетные птицы»

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Игровая задача: развивать умение работать в подгруппе.

Игровые правила: детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

— С первым снегом,

Воспитатель: «О ком говорится в загадке? Какие птицы бывают? На столе расположены птицы. Ваша задача расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

А как вы помогаете птицам перенести холодную зиму? (Мы можем сделать кормушки и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.)

Слова для закрепления и уточнения словаря: снегирь, скворец, синица, воробей, сова, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.

Д/и «Вершки и корешки»

Дидактическая задача: закреплять и уточнять словарь детей на тему: «Овощи», развивать умение классифицировать овощи (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровая задача: помощь определить, что съедобно – корень или плоды на стебле.

Игровой материал: картинки с овощами и фанты.

Игровые правила: назвать овощ, определить, что съедобно и ответить «вершки» это или «корешки».

Игровые действия: В начале игры уточняют с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». Съедобный корень овоща мы будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Предупредить, чтобы дети были внимательными, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое (например, лук). Затем называют овощ, а дети по очереди отвечают, «вершки» это или «корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Слова для закрепления и уточнения словаря: свекла, морковь, репа, горох, бобы, фасоль, лук, петрушка, помидоры, кабачок.

Д/и «Зачем нужны игрушки»

Дидактическая задача: закреплять словарь детей

в употреблении в речи глаголов, сочетать их с

Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

Игровой материал: игрушки.

Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно делать с этим предметом.

Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, зачем она нужна».

Машина Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол…;

Конструктор Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;

Мяч Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в футбол…;

Пирамидка Собирать, разбирать;

Неваляшка Наклонять, качать, слушать звон;

Кукла Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске, в саночках…

Дидактическая задача: закреплять и уточнять в речи формы имён существительных в творительном падеже.

Игровая задача: воспитывать уважительное отношение к профессиям.

Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки.

Игровые правила: узнать предметы ответить на вопросы: «Что изображено на этой картинке? Кому этот предмет нужен для работы? Чем работает: повар, доктор, музыкант, воспитатель?»

Игровые действия: Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:

«Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).

Чем врач делает уколы? (шприцом).

На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).

Слова для закрепления и уточнения словаря: повар, доктор, воспитатель, нож, шприц, пианино, игрушки.

Д/и «Найди и назови дерево»

Дидактическая задача: закреплять и уточнять названия деревьев на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Игровая задача: помощь найти деревья.

Игровой материал: деревья на уличной площадке.

Игровые правила: узнать дерево, подойти сказать например: «Это береза».

Игровые действия: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.

Слова для закрепления и уточнения словаря: береза, клен, рябина, сирень, ель, сосна.

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Составь узор» Дидактическая задача: Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по.

Дидактические игры и задания для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание).

Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста 1. «Угадай по описанию» Цель: учить задавать.

Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста 1. «Игра со светофором» Цель: закреплять правила дорожного движения (значение цветов светофора). Дети становятся в круг, ребенок – светофор.

Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дидактические игры по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Третьякова Светлана Николаевна Хочу поделиться играми,.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Цели и задачи. Цель — показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи:1) Обогащать чувственный опыт детей.

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами» Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами. Программное содержание: активизировать словарь детей. Ход работы: воспитатель интересуется,.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-slovarja-detei-srednego-doshkolnogo-vozrasta.html

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:

Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и картотеки.

Предварительный просмотр:

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи ребенка неразрывно связано с постепенным знакомством и овладением родным языком.

Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Картотека игр зпр развитию речи

Т.Н. Ушакова выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. Нулевой степенью обобщения являются имена собственные и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

К концу второго года жизни ребёнок усваивает слова первой степени обобщения, обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.

В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия, передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного.

Примерно к 5–6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы:

— Обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные слова, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики.

-Закреплять и уточнять словарь. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.

-Активировать словарь. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Игры на активацию словарного запаса:

«Что бывает?»

Бросая мяч ребёнку, ведущий задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня. )

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур. )

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф. )

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье. )

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь. )

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко. )

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли. )

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка. )

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока. )

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок. )

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей. )

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово — название, то она пропускается). При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»

«Один – много» (можно играть с мячом)

Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно — окна.

«Кто больше слов знает на букву …»

Участники по очереди называют слова на определенную букву, например, на букву «С». Естественно проигрывает тот, кто не сможет назвать слово на эту букву.

«Животные и их детеныши» (игра с мячом)

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком.

Бабочка была гусеницей.

Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.

Лёд был водой и т. д.

«Что могут делать…?»

(Игра для увеличения запаса глаголов).

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….

Что может делать лягушка?

Что могут делать руки? и т. д.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь . («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь . («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь . («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты . («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты . («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай . («конец»).

Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон .

Луна видна ночью, а солнце .

Огонь горячий, а лед .

Река широкая, а ручей .

Камень тяжелый, а пух .

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов

Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова: «печальный, грустный и расстроенный» — это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Что больше?»

Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, воображения, глазомера. Она не только закрепляет знания ребенка о величине предметов, но и расширяет словарный запас, представление ребенка о мире.

Ведущий называет какой-либо предмет и говорит одному из игроков: «А что больше?» Игрок должен назвать другой предмет, больший по величине. Например, ведущий назвал стул, а игрок в ответ называет стол, или шкаф, или машину. Повторять предметы нельзя ни ведущему, ни игроку. Каждый игрок может назвать только один предмет.

«Кто где живет?»

Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.

«Третий лишний»

Ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Осень, лето, суббота, зима.

Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

День, ночь, утро, весна.

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/21/sozdanie-didakticheskikh-igr-po-aktivizatsii-slovarya-u-detey

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Мы применяли словесные, наглядные и игровые методические приёмы. К словесным относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности.

В нашей группе мы провели диагностику детей (3-4 года, для этого детям предлагалось выполнить задания, взятые из книги «Диагностика речевого развития дошкольников» под редакцией О. С. Ушаковой.

По результатам диагностики детей разделили на две группы: с высоким уровнем развития словаря и со средним и низким уровнем.

В нашей работе мы использовали дидактические игры по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные А. К. Бондаренко и О. С. Ушаковой. По темам был отобран ряд дидактических игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста: «игрушки» – «Найди игрушку», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек»; «одежда» – «Кукла Катя проснулась», «Кукла идет на прогулку»; «Когда это бывает?»; «посуда» – «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы», «Сложи картинку»; «Кто это? Что это?»

1. «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек; используются имена существительные (пирамидка, машинка, кукла, мяч, глаголы (играть, едет, сидит, стоит, побрасывать, ловить, прилагательные (красивая, нарядная, треугольная, разноцветная).

2. «Найди игрушку».

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; закреплять умения использовать имена существительные, глаголы, прилагательные.

Дидактическая задача: продолжать учить детей называть знакомые игрушки; упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.

1. «Кукла Катя проснулась».

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама. Упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

2. «Кукла Катя идет на прогулку».

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды для прогулки. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку: осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, толстая, гладкая, блестящая, шерстяная и т. д.

Дидактическая задача: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т. д.)

Дидактическая задача была решена в полном объеме, дети используют в своей речи прилагательные правильно, соотносят их с существительными.

1. «Кукла Катя обедает».

Дидактическая задача: закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить); воспитывать культуру поведения во время еды.

Дидактическая задача была решена, дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными.

2. «Подбери посуду для куклы».

Дидактическая задача: закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Дидактическая задача была выполнена, дети закрепили знания о предметах посуды, использовали в своей речи слова-предметы, слова-действия, тем самым обогащая и активизируя свой словарь.

3. «Узнай посуду по описанию».

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь).

Дидактическая задача решена частично, практически все дети выполнили ее после дополнительной помощи: по наводящим вопросам и показу.

Контрольное обследование проводилось с использованием того же метода индивидуальной диагностической беседы с ребенком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря с применением заданий, взятых из книги «Диагностика речевого развития дошкольников» под редакцией О. С. Ушаковой. Беседа проходила в доверительных условиях, отдельно с каждым ребенком.

Видно, что словарь детей значительно увеличился и обогатился. Дети больше стали использовать в своей речи слова – существительные, слова – прилагательные и слова – глаголы (действия). Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря необходимо широко использовать дидактические игры.

Планирование игр, способствующих развитию восприятия. Планирование игр, способствующих развитию восприятия, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Сентябрь: «Кто позвал?» – (за ширмой).

Развивающие тренажеры по сенсорному воспитанию из бросового материала сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-aktivizacija-slovarja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-didakticheskih-igr.html

Ссылка на основную публикацию