Детские игры детей 2 3 лет

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Игры для детей 2-3 лет в детском саду в группе

Традиционные игры для младших дошкольников

Колодчик (Вологодская область)

Вариант 1. Взрослый предлагает малышу: «Сунь пальчик в колодчик, там зайчик». Когда ребенок просовывает палец между пальцами взрослого, тот зажимает его снизу большим пальцем.

Вариант 2. Взрослый складывает руки так, чтобы тень от его рук изображала зайчика («мордочкой» служат большой и указательный пальцы). Приоткрыв «рот» зайца, взрослый предлагает малышу: «Сунь пальчик, там зайчик».

Вариант 3. Взрослый соединяет руки «в замок» с поднятыми вверх большими пальцами, предлагает малышу: «Сунь пальчик, выскочит зайчик». Ребенок должен успеть выхватить палец прежде, чем взрослый прижмет его своими большими пальцами.

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный палец ребенка и при этом приговаривает: «Шило, шило проскочило». С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребенка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребенка, говоря: «Ой, горячо!»

Вариант 1. Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит своим пальцем поочередно между пальцев взрослого (с внешней стороны ладоней), приговаривая: «Пусти в баньку». На что ему взрослый отвечает: «Водички нет». Тогда он просит еще раз, проводя по следующему пальцу: «Пусти в баньку». Ему отвечают: «Веничка нет. Мыльца нет».

Взрослый начинает приговаривать: «Жарко, жарко, жарко», — если ребенок не успевает выдернуть палец.

Вариант 2. Ребенок водит пальцем по пальцам взрослого, приговаривая: «Тут холодно, тут топлено, тут воды нет, тут жару нет», а затем пытается развести ладони взрослого («раздернуть»).

Заинька, выходи, серенький, выходи!

(Заиньке показывают, как надо выходить, например, на середину круга.)

Вот так, вот сяк выходи!

Вот так, этак выходи!

Заинька, погуляй, серенький, погуляй!

(Делают несколько шагов то в одну, то в другую сторону.)

Вот так, вот сяк погуляй!

Вот так, этак погуляй!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

(Несколько раз топают ногой.)

Вот так, вот сяк топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

(Поворачиваются вокруг своей оси.)

Вот так, вот сяк повернись!

Вот так, этак повернись!

Заинька, руки в боки,

Серенький, руки в боки!

(Кладут руки на талию.)

Вот так, вот сяк руки в боки!

Вот так, этак руки в боки!

Заинька, поскачи, серенький, поскачи!

Вот так, вот сяк поскачи!

Вот так, этак поскачи!

(Изображают какое-нибудь танцевальное движение.)

Вот так, вот сяк попляши!

Вот так, этак попляши!

Вот так, вот сяк поклонись!

(Заинька кланяется, и игра заканчивается.)

Вот так, этак поклонись!

Перед игрой детям следует рассказать, что каравай — это большой круглый хлеб.

Один ребенок становится на середину круга, остальные берутся за руки и водят вокруг него хоровод, припевая:

Как на (имя ребенка) именины (или день рождения)

Испекли мы каравай!

Вот такой вышины! (Дети поднимают руки.)

Вот такой нижины! (Опускают руки и наклоняются.)

Вот такой ширины! (Раздвигают круг шире.)

Вот такой ужины! (Сужают круг.)

Кого любишь, выбирай!

После последних слов ребенок, вокруг которого водили каравай, выбирает любого из хоровода и меняется с ним местом. Выбирая себе замену, взрослые и старшие дети могут приговаривать: «Я люблю, конечно, всех, но вот эту (или имя игрока) больше всех!» Игра повторяется снова и снова, пока есть желание «водить каравай».

В Вологодской области играют с маленькими следующим образом: скрещивают указательный и средний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребенка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?», — если тот проявлял интерес и говорил: «Да», — разводили пальцы со словами: «Ой, пропал!»

В Нюксенском районе Вологодской области забавлялись иначе. Ребенок складывал пальцы одной руки стопкой на указательный палец и, подойдя к приятелю или подружке, предлагал: «Купи барана!» — «Сколько стоит?» — «Пять» (десять, сто) рублей!» — «Давай за два!» «Торговля» продолжалась до тех пор, пока «покупатель», выбрав момент, не соглашался и не пытался схватить «барана». «Продавец» должен был успеть развести пальцы со словами: «Ой, пропал!», — иначе получал столько щелчков, сколько денег запросил.

Мы капусту рубим, рубим.

(Стучат ребрами ладоней по столу.)

Мы морковку трем, трем.

(Трут кулаком одной руки о ладонь другой.)

Мы капусту солим, солим.

(Держа руки над столом, делают пальчиками движения, как будто солят салат.)

Мы салатик жмем, жмем.

(Сжимают и разжимают кулаки.)

Ложкой в чашке помешали

(Водят пальцем одной руки по ладони другой и подносят палец, как ложечку ко рту.)

Большие ноги шли по дороге:

(Дети стучат то правой, то левой ладонью по столу, изображая шаги.)

А маленькие ножки

(Стучат всеми пальцами по столу, изображая топот множества маленьких ног.)

Бежали по дорожке:

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

(Дети скрепляют кисти рук — палец через палец, и получается «замок».)

(Тянут руки в разные стороны, не разжимая пальцев.)

(Крутят вверх-вниз поочередно одной и другой рукой, не разжимая пальцев.)

(Стучат основаниями ладоней друг о друга, не разжимая пальцев.)

Оп, замочек и открылся!

(Разъединяют ладони и разводят руки в разные стороны.)

Как на горке снег, снег.

(Дети показывают руками горку, шевелят пальцами в воздухе, кисти рук разводят в стороны, «рисуя» горку.)

И под горкой снег, снег,

(Кисти рук разводят по прямой.)

А под горкой спит медведь.

(Прикладывают кулаки к макушке, как будто это «ушки» у медведя.)

Тихо-тихо, не шуметь! Тссс!

(Грозят указательным пальцем и прикладывают его ко рту.)

Под березой, на пригорке

(Дети тянут руки вверх, «раскрыв» ладони, как листья, и растопырив пальцы, показывают горку.)

Старый еж устроил норку,

(Складывают руками «замок», но растопырив пальцы — «иголки»; складывают кулаки, руки в локтях, крутят каждым кулаком вокруг другой руки.)

А под листьями шуршат

Пять малюсеньких ежат.

(Показывают пять пальцев; складывают ладони лодочкой; складывают руками «замок», растопырив пальцы.)

На все слова игры имитируйте движения вместе с ребенком.

Взрослый подкидывает ребенка на коленях и напевает, на последнем слове: «Бух!» — «роняет» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке.

В старом лапоточке.

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

За грибами, за орехами.

С грибами, с орехами.

С орехами, с орехами,

С калачами, с калачами!

По кочкам, по кочкам —

На крутую горку,

Где живет Егорка.

С горки свалилась!

Дети становятся в круг. Взрослый играет роль бычка. Бычок встает в центр, а дети идут по кругу и выполняют движения под песню.

Мы тебя кормили,

На лужок водили.

Ты нас не бодай,

Бычок им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» — и бежит за детьми.

Все ходят по кругу, водящий сидит на корточках в центре, грустит (можно накрыть ему голову платком).

Сижу-сижу на камушке, сижу на горючем.

А кто ж меня верно любит, кто приголубит?

Кто пожалеет, кто меня сменит?

После слов несколько человек выходят, гладят водящего по голове, а он выбирает из них следующего.

Взрослый рассказывает или припевает и показывает, что детям делать.

Баба сеяла горох,

Баба шла, шла, шла,

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

Дети «мыши» водят хоровод, выбирается водящий «Кот Васька». «Кот» просыпается и бежит за «мышами».

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Все стоят в кругу, держась за руки, очень близко друг к другу, плечом к плечу. Руки можно тянуть в центр круга.

Дуйся, дуйся, пузырь,

(Дети начинают отходить назад, делая круг большим, сильно растягивают руки.)

Оставайся такой, да не ло-пай-ся!

(Бегут обратно в центр, не отпуская рук, и сжимают «пузырь» до маленького круга.)

Зайка серенький сидит

(Взрослый и дети совершают движения в соответствии с текстом.)

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Воспитатель надевает на ребенка шапочку петуха. Петух находится на одном конце комнаты, а на другом — куры, которые сидят полукругом или стоят свободно. Дети двигаются в соответствии с текстом.

Петя — красный гребешок.

Он по дворику гуляет,

Громко песни распевает:

К нему куры подбежали:

Куры крыльями махали:

Куры зерна собирали:

Клювом по земле стучали:

Киска Мурка увидала, всех распугала.

Участники игры встают в круг, в центре сидит на корточках водящий* в колпачке, надвинутом на глаза. Все ведут хоровод вокруг него и поют:

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Дети сходятся к центру, поднимают «колпачок».

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь. (2 раза)

Колпачок с закрытыми глазами идет по кругу и кого-нибудь ловит. Он должен угадать имя пойманного. Если угадал — отдает ему колпачок, а сам становится в круг, если нет — водит еще раз.

Воспитатель — воробей. Дети встают в круг, а воробей — в середину. Дети идут по кругу со словами:

Как зайцы прыгают, вороны летают.

Дети должны изобразить то, что «видел» воробей: попрыгать, как зайцы; полетать, как вороны и т.д. Воробей выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает быть водящим, а сам встает на его место.

Источник: http://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/igry-dlja-detei-2-3-let-v-detskom-sadu-v-grupe.html

Игры для детей 2-3 лет

Маленькому ребенку различные игры необходимы, как воздух. Именно во время игры кроха узнает что-то новое, учиться работать своими ручками, начинает понимать причинно-следственные связи и так далее.

В данной статье мы расскажем вам о том, в какие игры нужно играть с малышами в возрасте 2-3 лет, чтобы они полноценно развивались и постоянно оттачивали свои умения.

Логопедические игры для детей 2-3 лет

Малыши до 3 лет очень часто произносят некоторые слова неправильно, опуская последние слоги или вовсе заменяя их на другие. Для полноценного развития речи с детьми в этом возрасте необходимо постоянно делать упражнения артикуляционной гимнастики, которые предпочтительнее подать в игровой форме, например:

  1. «Дудочка». Покажите ребенку настоящую дудочку, поиграйте на ней, а затем предложите крохе изобразить этот музыкальный инструмент с помощью рук. Имитируя игру на дудочке, произносите звук «ду-ду-ду», и пусть малыш повторяет за вами.
  2. «Гости». Вместе с малышом соорудите из конструктора небольшой домик и посадите в него куклу. Пусть другие игрушки приходят к кукле в гости, а кроха будет озвучивать все, что они «говорят». Показывайте ребенку, как собачка, лягушка или ослик зовут хозяйку, и предлагайте ребенку за вами повторить.
  3. «Повтори». Произносите различные слова, которые уже знакомы малышу, сначала тихо, затем громко, и предложите крохе повторить за вами и слово, и интонацию. Подобные упражнения способствуют развитию речи и слухового восприятия.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет

Сюжетные, или ролевые игры для детей 2-3 лет являются, пожалуй, самыми важными и интересными. Вживаясь в определенную профессию или роль, которая отведена для него в игре, малыш начинает чувствовать себя старше и увереннее. Скорее всего, вашему малышу понравятся следующие игры:

  1. «Айболит». Для этой игры вам понадобится набор юного доктора и несколько мягких игрушек, которые придут к нему на прием. Научите малыша мерить животным температуру, ставить горчичники, а также выдавать таблетки и микстуры.
  2. «Дочки-матери». Всем известная игра, когда взрослый и ребенок меняются местами.

Экологические игры для детей 2-3 лет

Экологические игры призваны помочь малышу познать мир окружающей его природы, а также зверей и животных. Предложите крохе такие игры, как:

  1. «Найди такой же». Во время прогулки золотой осенью вместе с ребенком соберите опавшие с разных деревьев листья. Затем разложите их перед малышом, возьмите в руки лист клена или дуба и попросите кроху найти такой же.
  2. «Звери и птицы». Подготовьте карточки с изображениями различных птиц и зверей. Сначала вместе с малышом внимательно рассмотрите их, найдите у каждого животного глазки, хвостик, крылышки и так далее. Затем предложите ребенку рассортировать все карточки на две категории — зверей и птиц.

Логические игры для детей 2-3 лет

Развивать у ребенка логику и математическое мышление необычайно важно в любом возрасте. Для самых маленьких деток замечательно подойдут следующие логические игры:

  1. «Сортировка». Вместе с малышом раскладывайте определенные предметы, например, пуговицы, бусины, макароны и т. д. по размеру, форме, цвету и любым другим признакам.
  2. «Сложи картинку». Помогите ребенку собрать пазл из 2-4 крупных элементов. В качестве мозаики можно использовать и обычную картинку, разрезанную на несколько частей.
  3. «Угадай, что это?». В этой игре предложите малышу угадать предмет по его контуру.

Кроме того, для детей 2-3 лет, которые идут в садик, очень важны адаптационные игры. Маленькому ребенку бывает достаточно сложно в корне изменить свою жизнь и приспособиться к совершенно новым условиям, именно поэтому родители и воспитатели должны приложить значительные усилия, чтобы преодолеть возникшее у малышей напряжение. Для более быстрой адаптации к детскому коллективу и воспитателю подойдут самые простые игры, такие, как прятки, догонялки, поиск предметов в комнате и другие.

Источник: http://womanadvice.ru/igry-dlya-detey-2-3-let

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Картотека развивающих игр для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для дошкольников 2 лет

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает — жужжит; сядет — замолкает; когда укусит — характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились, Вращать кистями рук.

Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

Можно прочитать стихотворение.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой — «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Предложить детям повторить движения.

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.

Описание: взрослый читает потешку, сопровождая ее движениями. Дети повторяют.

У дедушки Абрама десять сыновей, Сгибать поочередно пальцы обеих рук.

Десять сыновей, десять дочерей. Распрямлять пальцы веерообразно.

Все с огромными ушами Махать растопыренными ладонями около ушей.

И с огромными глазами. Хлопать пальцами возле глаз.

И не пили, и не ели, Имитировать кормление ложкой и отрицательно качать головой.

Все на дедушку смотрели. Хлопать пальцами возле глаз.

А дедушка делал так. Показать ребенку какой-нибудь жест и попросить повторить его.

Описание: пальцы левой руки — «человечки». Взрослый читает текст и выполняет движения. Указательным пальцем правой руки дотронуться до каждого пальца левой, начиная с большого.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Серого зайца они

Хотели в лесу поймать.

Первый — толстяк, ворчливый был.

На бочку очень похож,

Он недовольно всем говорил:

«И где ж тут зайца найдешь?»

Второй: «Вот он, вот он», — кричал.

А третий — длинный и рыжий,

Трусливо плача, им отвечал:

Четвертый сказал: «Дорогие друзья,

Мы не поймаем зайца!

Обратно домой возвращаюсь я,

Кто хочет, может остаться».

А самый маленький и чудной –

И кто это мог подумать! –

Зайца поймал и принес домой

На зависть братцам и людям.

Засмеялись все тогда:

Предложить детям выполнить движения.

Немецкая народная игра «Дружные пальчики».

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец — сверху.

Этот мальчик маленький,

Безымянный — кольцо носит,

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры детей 5 лет мультфильмы

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Предложить детям выполнить движения.

Цель: развивать мелкую моторику, цветовое восприятие. Игровой материал и наглядные пособия: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Описание: взрослый показывает ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку, называя цвет каждой катушки. Завязать концы проволоки крупным узлом и предложить ребенку покатать поезд, напевая песенку.

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой –

Все цвета везем с собой.

Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.

Игровой материал и наглядные пособия: бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши — день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: еж, грибы (вырезанные из картона).

Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги. Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: кукольная одежда с пуговицами.

Описание: взрослый предлагает ребенку вывести куклу «на прогулку». Но для этого надо одеть ее потеплее. Предложить ребенку надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумать маршрут для прогулки: походить с куклой по групповой комнате, поиграть в «песочнице» (сделать песочницу можно из картонной коробки и крупы). По возвращении с «прогулки» предложить ребенку переодеть куклу.

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги.

Описание: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Цель: развивать мелкую моторику.

См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: шнурки.

Описание: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.

Цели: формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

Игровой материал и наглядные пособия: детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.

Описание: детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 2 до 3 лет

Цель: развивать навыки аудирования.

Описание: воспитатель дает ребенку различные словесные задания — указания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты. (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т. п.)».

Предложить ребенку поменяться ролями с воспитателем: теперь пусть ребенок предлагает воспитателю выполнить какое-либо задание в такой же форме.

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как педагог скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.

Цель: развивать слух, освоить категорию «громко — тихо».

Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен.

Описание: воспитатель стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если воспитатель стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (воспитателя) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро — ребенок бежит, стучит медленно — идет.

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Описание: для того чтобы играть в эту игру, понадобится помощь одного или нескольких взрослых (игру можно проводить с группой детей). Предложить ребенку закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: взять карандаш и постучать вместе с ребенком по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т. д. Предложить ребенку отвернуться и отгадать, по какому предмету стучали.

Поменяться ролями: ребенок стучит, а взрослый отгадывает.

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен (колокольчик).

Описание: воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, отойти в сторону и постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал и наглядные пособия: барабан.

Описание: воспитатель показывает ребенку, как можно маршировать под стук барабана, побуждая его повторять действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! Раз-два, правый!», стараясь, попадать под ритм шага ребенка.

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка.

Описание: воспитатель прячет игрушку в комнате и предлагает ребенку найти игрушку. Обговорить правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, педагог хлопает в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки — хлопает тише.

Игры на развитие мышления у младших дошкольников

Игра «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка».

Цель: развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка.

Описание: дети рассаживаются по кругу. Воспитатель показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает). «Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

Цели: развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Описание: воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

Цель: развивать образное мышление, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Описание: воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

Цель: развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Описание: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: воспитатель показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате.

Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба — любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Описание: нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Описание: воспитатель говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.

Цель: развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Описание: воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким — маленькие, большим — большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

Цель: развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.

Игровой материал и наглядные пособия: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Описание: придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины — большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие — маме с папой, а маленькие — деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие — в маленькую.

Цели: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; помочь запомнить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Описание: снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)

Цели: помочь изучить цвета; развивать навык классификации предметов по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: фигурки моркови разных цветов, вырезанные из картона.

Описание: разрезать фигурки на две части. Предложить ребенку «угостить» зайчика морковью. Ребенок отмечает, что зеленые и синие морковки — ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.

Цель: развивать внимание.

Описание: нарисовать солнце зеленого цвета. Показать картинку ребенку. Спросить, все ли правильно сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, предложить ребенку найти и дать воспитателю желтый карандаш, чтобы исправить ошибку.

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвета.

Описание: нарисовать несколько небольших машин разного цвета. Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)

Цель: формировать цветовое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветные пластмассовые шарики.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поиграть в разноцветные шарики: рассмотреть их, назвать цвет каждого шара, покатать, побросать в коробку и т. п. Незаметно спрятать один из шариков. Обратить внимание ребенка на то, что игрушек стало меньше. Спросить, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. «Найти» шарик и показать его ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалить его, в противном случае еще раз назвать цвет каждого шарика.

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание: воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.

Цель: развивать навык сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Описание: показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.

Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, память.

Описание: воспитатель демонстрирует рисунок, в цветовой гамме которого преднамеренно допущена ошибка, например: дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Предложить ребенку объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисовать картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Цели: развивать наблюдательность, мелкую моторику; способствовать освоению навыков классификации предметов по свойствам.

Игровой материал и наглядные пособия: предметы, тонущие в воде (камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, — в одно, те, которые не тонут, — в другое.

Цели: развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой. Напомнить, как доставали и раскладывали тонущие и нетонущие предметы. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.

Цель: помочь освоить категорию «длинное — короткое».

Описание: привязать к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Описание: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько игрушек.

Описание: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, внимание.

Описание: У куклы день рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Воспитатель рассуждает вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку "Заюшкина избушка", где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы — курицы, а курица — рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой — курица и т. п.». Еще раз повторить порядок размещения. Когда придут гости, поручить ребенку рассадить их правильно.

Цели: развивать внимание, сенсорные ощущения; познакомить с понятиями «право — лево».

Описание: предложить ребенку привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой. Если прозвучит фраза «Правая рука», надо поднять вверх правую руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит фраза «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. Усложняя игру, можно несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу, привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включая фразы «левая нога», «правая нога».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Игры для детей начальных классов

Цель: развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама — из средней, а медвежонок — из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.

Игры для развития навыков классифицирования у детей младшего дошкольного возраста

Цели: развивать навыки классификации предметов по признакам; дать основы сравнительного анализа; познакомить с растительным миром.

Описание: во время прогулки найти два цветка, рассказать, как они называются, где растут. Внимательно рассмотреть цветы. Описать, задавая ребенку вопросы, каждый цветок отдельно. Затем сравнить цветы, фиксируя внимание на цвете и форме их лепестков, листьев и т. д. Целесообразно повторять упражнение на каждой прогулке, расширяя знания о разнообразии цветов. Для ознакомления можно использовать отдельные листья, травинки, шишки и т. п. Предложить ребенку найти два одинаковых цветка или листика, собрать букет из одинаковых цветов, из двух видов цветов.

Цель: развивать умение соотносить предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия: маленький и большой шарики.

Описание: воспитатель дает ребенку шарики: «Сейчас я покажу тебе фокус. Крэкс-пэкс-фэкс!» (забирая маленький шарик и пряча его в ладошке). Предложить ребенку сделать то же самое. Повторить фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими мелкими предметами.

Цели: развивать воображение, моторику, речь; познакомить с понятиями «больше — меньше».

Игровой материал и наглядные пособия: большая и маленькая куклы, предметы кукольной посуды — большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки).

Описание: воспитатель, показывая детям кукол, говорит: «К нам пришли гости! Кукла . (ребенок придумывает имя) и кукла . (воспитатель придумывает имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давайте угостим их чем-нибудь!» Пусть ребенок сам предложит угощение для кукол. Усадить кукол за стол и предложить ребенку правильно расставить посуду: большой кукле — большие предметы и — наоборот. Если ребенок ошибется, помочь ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая бумага, в качестве манной или рисовой каши — мелкие детали конструктора, пуговицы, в качестве яблока — маленький мячик и т. п. Предложить ребенку самому разложить яства по тарелкам, при этом подмечая: «Что-то ты этой кукле положил совсем мало, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».

Игры для развития памяти и внимания у детей младшего дошкольного возраста

Цель: развивать память, внимание.

Описание: воспитатель, рисуя животных, например, зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку, «забывает» нарисовать рога (уши, хвосты) тем, у кого они должны быть. Предложить ребенку показать этих животных, дорисовать рога (уши, хвосты). Если дорисовать недостающие части тела животных ребенку сложно, закончить рисунки самим. Повторить, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто где живет; кто как «кричит».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных животных.

Описание: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить, что умеет делать это животное. Например, кошка — мяукает (изобразить), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п.

Цель: развивать воображение, речь, память, навыки сопоставления.

Описание: предложить ребенку изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.), придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится в квартиру? А вот в эту коробку (показать) она поместится? А в сумку? А в карман?» (Пусть ребенок сам придумает места, куда можно пристроить кошку.)

Цель: развивать внимание, память.

Описание: предложить ребенку угадать, о каком цветке пойдет речь. На прогулке выбрать растение и, не показывая его ребенку, описать. Потом попросить ребенка найти цветок. Например: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». (Ромашка.) Можно описывать деревья, птиц, животных.

Цель: развивать внимание, навыки классификации предметов.

Описание: если взрослый называет предмет посуды, ребенок хлопает в ладоши. Если предмет мебели — топает ногой. Перечисляя предметы, называть объекты из других категорий вещей, например: фрукты или овощи, одежду или обувь и т. п.

Цель: развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: 4 карточки с разными картинками (зайчик, цветок, солнышко).

Описание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»

Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.

Цель: развивать память, внимание, навыки обобщения предметов по их свойствам.

Описание: сделать импровизированный «магазин» с широким ассортиментом «товаров». Предложить ребенку сходить за «покупками». Перечислить то, что необходимо купить: «Сходи в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора». И т. п. Сначала список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество вещей увеличивается. Если ребенок не справляется с заданием, помочь ему, сходить в «магазин» вместе, выбирая покупки, провести сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен». И т. п. Можно играть в «специализированные» магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары».

Цель: развивать память, внимание, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.

Описание: разрезать картинку пополам, показать ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрезать картинку на четыре части, но желательно, чтобы в этом случае перед глазами у ребенка была картинка-образец. Помочь ему, комментируя свои действия:

«Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т. д.

Цель: развивать внимание, координацию движений.

Описание: взрослый описывает какое-нибудь животное, а ребенок должен изобразить его действием, например: «Зайцы бывают длинноухие (машет руками над головой, изображая уши), прыгучие (прыгает), маленькие (присаживается на корточки)».

Цель: развивать внимание, координацию движений, моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: 2 мягкие игрушки.

Описание: объяснить ребенку, что игрушка педагога будет показывать движения, а игрушка ребенка должна их повторить. Затем поменяться ролями.

Педагог читает веселое стихотворение:

Шаг ногой, теперь — другой.

Покивай мне головой.

Помаши передней лапой,

Покажи, как машешь папе.

Вправо, влево наклонись,

Не зевай и не ленись!

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвет и форму предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры для складывания домиков (прямоугольники, треугольники, квадраты).

Описание: разложить перед ребенком фигуры разного цвета. Предложить собрать все домики из деталей одинакового цвета. Придумать, кто будет жить в этих домиках. Затем от имени «жильцов» внести предложения по переустройству жилища, например: «Зайка из синего домика хочет, чтобы ты поменял ему крышу. Вместо синей поставил красную. А мышка из желтого домика хочет, чтобы окно у нее стало квадратное».

Цель: познакомить с формой предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т. п., геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Описание: пригласить ребенка в «магазин». Показать ему вырезанные фигурки и объяснить, что здесь игрушки продаются за деньги, по форме соответствующие геометрическим фигурам (кругу, квадрату, прямоугольнику), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует вырезанной геометрической фигуре. Например, мяч можно купить за картонный круг, кубик — за квадрат, домино — за прямоугольник и т. д. Можно усложнить задание, объяснив ребенку, что, например, за два квадрата можно купить два кубика, за три круга — три кольца от пирамидки.

Цели: помочь изучить форму предметов; развивать умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.

Игровой материал и наглядные пособия: шар, куб, конус, цилиндр; геометрические фигуры, вырезанные из картона; кукла; нарисованный человечек.

Описание: отдать ребенку картонные фигуры, объемные берет воспитатель. Предложить нарисованному человечку поиграть с куклой. Кукла будет создавать конструкции из объемных фигур, а человечек — из вырезанных. Поставить куб на цилиндр, предложить ребенку повторить действия, но с картонными фигурами. Поменять местоположение игрушек: шар на куб, конус на цилиндр и т. д. Затем поменяться образцами. Теперь воспитатель раскладывает плоские фигуры, а ребенок играет с объемными.

Игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко — на, внизу — под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на. » и «под. ».

Высоко на небе — облака,

А внизу — под облаком — река.

Высоко на дереве — листочки,

А внизу, под деревом, — цветочки.

Цель: развивать речь, слух.

Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).

Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Цель: развивать речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).

Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро-. (га), мага-. (зин), коло-.. .(бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук-. (ла)». Взять в руки кубик — «Ку-. (бик)» и т. п.

Цель: развивать речь, внимание.

Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает. (книжки).

Описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша — это овощи?

Ложка и тарелка — это посуда?

Шорты и майка — это мебель?

Ромашка и одуванчик — это деревья?

Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:

Помидор и апельсин — это овощи?

Ложка и дерево — это посуда? И т. д.

Цели: развивать речь; расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог — ребенок, ребенок — папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Цель: развивать навыки планирования, память, речь.

Описание: предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».

Цель: развивать речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.

Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Жеребенок — с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком).

Толстый увалень баран –

Этот важный кот Пушок —

А отважный петушок –

А из маленьких гусят

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». — «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:

— Это я, корова. Му-у-у.

— Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.

Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:

Если папа — серый слон,

А ребенок, а ребенок –

Если папа — еж колючий,

А колючего мальчонку

Называют все ежонком.

Если папой будет конь,

Мамой будет лошадь.

Знаешь ли, что их ребенок –

Знают все наверняка,

Чуть ли не с пеленок:

Сын коровы и быка –

Цели: развивать речь; познакомить с функциональным назначением предметов.

Описание: составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:

Ежик шел по лесу, шел

И один грибок нашел.

Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.

Даня шел, шел, шел,

Света шла, шла, шла,

И дальше пошла. И т. д.

Цель: развивать речь, внимание.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.

Подушка мягкая, а стол. (твердый).

Снег белый, а земля. (черная).

Слон большой, а мышка. (маленькая). И т. д.

Цели: развивать речь; учить называть действия и признаки предметов; расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки из старых журналов (фотографии).

Описание: в тетрадь, альбом или записную книжку наклеить картинки в порядке развития действия. Например: 1-я картинка — мальчик спит; 2-я картинка — мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается; 3-я картинка — мальчик умывается; 4-я картинка — мальчик завтракает и т. д. Учить ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения. При этом следует рассмотреть детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинку со спящим мальчиком можно подписать: «Ночь» («Спит»), картинку, на которой он проснулся: «Утро» («Завтрак») и т. д. Рассматривая картинки, читать ребенку надписи, показывая на них пальцем. По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни ребенка: на дне рождения, в гостях, на прогулке и т. д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие игры для детей кубики

Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста

Цель: развивать артикуляционный аппарат, воображение.

Описание: положить на ладонь ребенку кусочек ваты. Предложить ему представить, что это снежинка, попросить ее сдуть. Усложняя задачу, положить несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т. п.

Цели: развивать артикуляционный аппарат; познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия: соломинка для коктейля, емкость с водой.

Описание: научить ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предложить менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание ребенка на том, какие пузыри получаются при этом.

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Описание: сделать на столе арку (ворота) из кубиков или строительного материала (конструктора). Положить перед ребенком ватный шарик или перышко, предложить «задуть» его в ворота.

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Описание: в межкомнатном проеме повесить бумажные полоски. Предложить ребенку побыть ветром и подуть на них: «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!»

Педагог произносит чистоговорку: «От топота копыт пыль по полю летит. » Научить ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Предложить показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), конь (отчетливо и медленно).

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Описание: предложить ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем легкового автомобиля, грузовика. Обращать внимание на то, как меняются громкость, тембр, интонации голоса.

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Описание: рассказать ребенку сказку, повторяя вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок (высунуть язычок). Как назывался его дом? Правильно, рот. (Улыбнуться.) Как и в любом доме, там были потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее нёбо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие. Отгадай, что это за двери? Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. (Показать зубы.) Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался — и так несколько раз. (Приоткрыв рот, высунуть кончик языка 2-3 раза.) Осмелев, язычок выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. (Повернуть кончик языка вправо, влево, вверх, вниз, убыстряя темп.) Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. (Провести кончиком языка по краю губ.) Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделать губы трубочкой, втянуть в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки (высунуть, засунуть язык). Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (провести языком по внешней и внутренней стороне зубов)».

Игры для изучения алфавита (букв) с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: помочь запомнить буквы.

Игровой материал и наглядные пособия: альбом.

Описание: расчертить альбомный лист на крупные клетки. В каждую клетку вписать букву в алфавитном порядке, рядом с буквой нарисовать предмет, название которого начинается с этой буквы. Приклеить к получившимся окошкам открывающиеся ставенки. Предложить ребенку заглянуть в окошки, при этом называя букву и предмет, рядом с ней нарисованный, а также выделяя первую букву. После многократных повторений игры спросить у ребенка: «А где живет буква А? А кто живет вместе с ней (предмет на картинке)?»

Цели: развивать правильное произношение; дать основы слогосложения.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с буквами (без дополнительных изображений).

Описание: предложить ребенку водить буквы в гости друг к другу. Начать следует с гласных букв. Обратить внимание на то, что на карточках они должны быть красного цвета. Выложить букву А, начать рассказ: «Жила-была буква А. Она очень любила петь. Пела она: «Ааа-а-а-а». Спеть вместе с ребенком. «Однажды к ней пришла буква У, — выложить букву, — она тоже была певицей и пела «Ууу-у-у-у». Спеть. Договориться с малышом, что каждый из вас будет петь за одну из букв. Объявить: «Поет буква А (У)». Поменяться «песнями». Предложить петь друг за другом, чтобы услышать, что у вас получится (А-У, У-А). Обыграть таким образом все гласные буквы. Приступая к изучению согласных, рассказать: петь они совсем не умеют, а только передразнивают разные звуки, например, буква Ж все время дразнит жука и говорит: «Ж-ж-ж-ж», буква Ф — ежика «Ф-ф-ф-ф», буква Ш все время просит говорить потише: «Ш-ш-ш» и т. д.

Игра «Запомни и прочти (по методике Глена Доманна)».

Цели: развивать зрительную память; учить читать.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с названиями разных предметов.

Описание: на каждом знакомом ребенку предмете поместить карточку с его названием, написанным крупным шрифтом. Периодически совершать экскурсии по комнате, громко читая ребенку то, что написано на карточке. Такие карточки можно делать перед выходом на прогулку и ставить их возле описанного объекта: «БЕРЕЗА», «ТРАВА», «СКАМЕЙКА».

Цель: развивать правильное и четкое произношение.

Игровой материал и наглядные пособия: крупные карточки одинакового размера с короткими, написанными крупным шрифтом, словами (кот, шар, дом и т. п.).

Описание: разделить парные карточки. Одну половину выложить на стол. Показать ребенку карточку с надписью и предложить отыскать ее «подружку» среди лежащих перед ним. При этом четко проговаривать написанное слово.

Цели: развивать мелкую моторику; помочь выучить буквы.

Игровой материал и наглядные пособия: бархатная бумага.

Описание: вместе с ребенком вырезать буквы из бархатной бумаги. При этом называть ребенку каждую букву, придумывать слова, которые с нее начинаются. Вырезанные шаблоны наклеить на карточки. Предложить ребенку обвести ту или иную букву пальцем, вспомнить слова, которые придумали, вырезая эту букву.

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Цель: развивать внимание, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: цветные карандаши (фломастеры).

Описание: предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом — без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек — палочка, лепестки — овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: краски, кисточка.

Описание: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», — назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Цель: помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках — каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая — оранжевый цвет, желтая и синяя — зеленый, красная и синяя — фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия: краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия: пластилин.

Описание: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Цель: развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание: предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой — маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели: обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание: дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Цель: развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание: рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Цель: развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание: вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху — голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Цель: способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия: шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание: взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: спички.

Описание: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: спички, пластилин.

Описание: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Цель: познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия: формочки для льда, фигурные формочки.

Описание: рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед — это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Игры на фланелеграфе для младших дошкольников 2-3 лет

Цель: развивать речь, слуховое восприятие, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, персонажи сказки «Репка».

Описание: рассказывая сказку, предложить ребенку разместить фигурки на доске в соответствии с развитием сюжета. Убрав изображения, задать ребенку вопросы по тексту, предложив ему выставить на фланелеграф того героя сказки, о котором спрашивают. Например: «Что выросло большое-пребольшое? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?» Усложняя задание, спросить о персонажах не по мере их появления: «Кого позвала кошка Машка? А кого позвала внучка?»

Цель: развивать навыки классификации, цветового восприятия.

Игровой материал и наглядные пособия: фигурки ягод (малины, вишни, клубники), вырезанные из картона, фланелеграф.

Описание: смешать все ягоды, предложить ребенку разместить их на фланелеграфе отдельными группами.

Цель: развивать внимание, правильное употребление предлогов «на» и «под».

Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: дерево, птица, солнце, цветок, еж.

Описание: предложить ребенку составить картинку на фланелеграфе, комментируя: «Птицу надо посадить на дерево, а ежа — под дерево. Солнышко у нас на небе, значит, его надо прикрепить наверху, а цветок — на земле, значит, внизу, под солнцем».

Цели: развивать навыки классификации; познакомить с понятиями «право — лево».

Игровой материал и наглядные пособия: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: 5 зайчиков, 5 курочек.

Описание: в хаотичном порядке разместить на фланелеграфе фигурки зайчиков и курочек. Справа поставить дерево, объяснить ребенку, что здесь живут зайчики, а слева — дом, сюда надо собрать курочек. «Курочки и зайчики поиграли, теперь надо помочь им добраться до дома. Зайцы живут в лесу, он справа от тебя. А дом курочек — слева». Во время игры повторять: «Зайчики — направо, курочки — налево».

Цель: развивать внимание, мелкую моторику, образное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: отдельные изображения частей тела игрушки-медвежонка.

Описание: рассказать ребенку сказку о том, как мальчику Ване подарили на день рождения красивого плюшевого медвежонка. «Ваня очень любил свою игрушку. Он клал медвежонка с собой в постель, кормил его, придумывал ему сказки. Но однажды, играя, мальчик нечаянно уронил мишку, и тот развалился. Давай поможем Ване собрать его любимую игрушку». Показать ребенку детали медвежонка, предложить собрать его фигурку на фланелеграфе. Помочь ребенку, спрашивая: «Где должна быть голова мишки? Правильно, наверху. А куда ты положишь лапку? Да, одна лапка — на туловище справа, другая — слева». И т. д.

Игры для развития физических качеств для младших дошкольников 2-3 лет

Цели: способствовать эмоциональному развитию, формированию основных физических навыков; развивать координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия: резиновый массажный коврик, детская лесенка-стремянка, кегли, пуговицы, большая подушка, стул.

Описание: пригласить ребенка в гости к зайке, которого заранее разместить в другой комнате, создавая при этом также препятствия на тропе, ведущей к зайцу: массажный резиновый коврик — каменистая дорожка, лесенка -стремянка — гора (подстраховывать ребенка во время этого упражнения). Расставленные кегли — лес, а пуговицы под ними — грибы, которые надо собрать и при этом постараться не свалить кеглю. Подушка — небольшая горка, через которую надо перелезть. Пусть, наконец, ребенок пролезет под стулом, и он — у зайки. Зайка может попросить ребенка спеть песенку, рассказать стихотворение, попрыгать на одной ножке. И, конечно, следует наградить ребенка за столь нелегкий путь.

Цели: формировать основные физические навыки; развивать речь.

Описание: расставить по комнате игрушки или разместить картинки с изображениями животных. Пригласить ребенка в зоопарк. Останавливаясь у каждой картинки, вспомнить, что знает об этом животном, сымитировать его голос, походку: «Посмотри, это медведь. Он большой, бурый (коричневый). Где он живет? А как рычит? Покажи, как он ходит. И т. д. Около жирафа можно покрутить шеей в разные стороны. Рядом со слоном — показать, какой он огромный, и попробовать дотянуться до него несколько раз. У клетки с зайцем попрыгать, возле обезьянок покормить рожицы и т. д.

Цели: укреплять ножные мышцы; развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: трехколесный велосипед.

Описание: если ребенок уже умеет кататься на велосипеде, можно задавать ему несложные задания, например: проехать до следующего дерева, остановиться возле синей скамейки. Не крутить педали, после того как закончится счет. Попросить ребенка ехать быстрее, медленнее и т. д.

Источник: http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/razvivayuschie-igry-dlja-detei-2-3-let-v-detskom-sadu-kartoteka.html

Ссылка на основную публикацию